9
О состоянии зрительных функ-
ций у новорожденных судят по пря-
мой и содружественной реакциях
на свет, общей двигательной реак-
ции ребенка на яркий свет. Для это-
го глаз ребенка освещают доста-
точным по силе источником света.
В качестве такого источника следу-
ет использовать свет электрическо-
го офтальмоскопа или другой яркий
источник света. Пучок света, отра-
женный от зеркала офтальмоскопа,
в силу малой мощности может не вы-
звать реакции зрачка новорожденно-
го. Поэтому реакцию зрачка на свет
следует вызывать несколько раз, что-
бы быть уверенным в наличии реф-
лекторного ответа на применяе-
мый раздражитель. В возрасте 2–3 недель ребенок реагирует поворо-
том головы в сторону ярких предметов, появившихся в его поле зре-
ния. Он может кратковременно следить за движением этих предме-
тов. В 1–2 месяца ребенок достаточно длительно фиксирует обоими
глазами движущийся предмет, смыкает веки при быстром приближе-
нии к глазу яркого предмета. Он активно реагирует на грудь матери.
В возрасте 2–5 месяцев у ребенка можно исследовать предмет-
ное зрение. Для этого следует пользоваться ярко красным шари-
ком диаметром 40 мм, подвешенным на нитке на фоне окна. Ре-
бенка постепенно подносят к шарику и отмечают расстояние, с ко-
торого он начинает следить за ним глазами или тянется к нему ру-
кой. Во время исследования рекомендуется слегка раскачать шарик.
Если ребенок реагирует на шарик с расстояния 5 м, то острота зре-
ния равна) 0,18; с 4 м – 0,15; с 3 м – 0,11; с 2 м – 0,07; с 1 м – 0,03.
При исследовании детей в возрасте 6–12 месяцев можно пользоваться
аналогичной методикой, но применяют шарик диаметром 7 мм. Если
ребенок начинает следить за шариком с расстояния 5 м, то острота
зрения равна примерно 1,0; с 4 м – 0,8; с 3 м – 0,6; с 2 м – 0,4; с 1 м –
0,2; с 50 см – 0,1. Для определения остроты зрения у детей в возрасте
Рис. 2.
Таблица Орловой для
определения остроты зрения у до-
школьников.