3
ВВЕДЕНИЕ
Своевременная диагностика туберкулеза легких и неспецифиче-
ских заболеваний легких требует от студентов медицинского вуза зна-
ний комплексного клинико-рентгенологического обследования боль-
ного. При изучении фтизиатрии на 6 курсе лечебного и педиатриче-
ского факультетов возникает необходимость распознавать основные
рентгенологические синдромы при туберкулезе легких и проводить
дифференциальную диагностику.
Данное пособие призвано помочь студентам при самостоятельной
их работе с рентгенограммами грудной клетки. Поможет освоить уме-
ние анализировать элементы рентгенологического изображения орга-
нов грудной клетки в норме и при патологии, усвоить образы рентге-
нологических синдромов при патологии в легких, возникающих при
развитии туберкулеза легких и других заболеваниях органов дыхания.
Рентгенограмма – суммированная теневая картина всех орга-
нов и тканей грудной клетки на плоскости пленки.
Расшифровать (интерпретировать) рентгенограмму означает:
во‑первых, выявить элементы теневой картинки нормальных анато-
мических структур легкого и сравнить их с условными эталонами
нормы, отмечая при этом сходство или различие; во‑вторых, устано-
вить вид отклонений от нормы и соотнести эти явления с одним или
с несколькими синдромами патологии легких.
Интерпретация рентгенограммы представляет собой процесс ре-
шения задачи на распознавание, следовательно, освоить умение чи-
тать рентгенограмму можно лишь в ходе самостоятельной работы
с рентгенографическими изображениями.
Учебный материал в работе представлен в виде обучающих и кон-
тролирующих программ. Обучающие программы даны в виде ТЕХ-
НОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ, имеющих одинаковый принцип постро-
ения. Каждая технологическая карта включает: общую програм-
му осваиваемой темы в виде блок-схемы и таблиц. В первом столб-
це определено учебное задание, во втором – существенные признаки,
позволяющие выполнить это задание, в третьем – план (алгоритм) его
выполнения.