7
Необходимо избегать сложных наукообразных оборотов, во-
просы должны строиться с учетом образовательного и интел-
лектуального уровня пациента. Для того, чтобы полученная
в ходе беседы информация была максимально объективна, сле-
дует использовать так называемые открытые вопросы, т.е. во-
просы, не содержащие в себе предполагаемого ответа. Недопу-
стимы также моральные оценки поступков или высказываний
пациента, поскольку они могут нарушить доверительный кон-
такт с ним.
Клиническая беседа должна проводиться в тихой, спокойной
обстановке, желательно в отсутствие посторонних лиц. Крайне не-
желательно, чтобы во время беседы врач отвлекался на посторон-
ние разговоры и телефонные звонки, поскольку это нарушает его
контакт с пациентом.
В беседе с больным можно использовать следующие приемы:
•
способствование (используется, если какие-либо действия,
жесты, слова могут помочь больному подробно рассказать о своем
заболевании, например: «М-м-м», «Продолжайте, пожалуйста»,
«Я слушаю»);
•
отражение (повторение слов пациента для характеристики
деталей);
•
уточнение (в случае, если слова или ощущения пациента
не понятны, можно задать уточняющий вопрос, например: «Что,
по-вашему, означает простуда?»);
•
эмпатические ответы (для лучшего понимания пациента
можно использовать фразы, такие как: «Я понимаю», «Вам долж-
но быть было тяжело», что в ряде случаев помогает добиться вза-
имопонимания с пациентом);
•
противопоставление (если рассказ пациента непоследовате-
лен, можно задать вопрос, например: «Вы говорили, что Вас это
не волнует, однако, сейчас Вы плачете?»);
•
интерпретация (это взаимодействие с пациентом и при пра-
вильном использовании этот прием может помочь установить кон-
такт с пациентом, например «Вы выглядите уставшим, наверное,
Вас утомило посещение поликлиники?»).