Table of Contents Table of Contents
Previous Page  7 / 56 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 56 Next Page
Page Background

7

Необходимо избегать сложных наукообразных оборотов, во-

просы должны строиться с учетом образовательного и интел-

лектуального уровня пациента. Для того, чтобы полученная

в ходе беседы информация была максимально объективна, сле-

дует использовать так называемые открытые вопросы, т.е. во-

просы, не содержащие в себе предполагаемого ответа. Недопу-

стимы также моральные оценки поступков или высказываний

пациента, поскольку они могут нарушить доверительный кон-

такт с ним.

Клиническая беседа должна проводиться в тихой, спокойной

обстановке, желательно в отсутствие посторонних лиц. Крайне не-

желательно, чтобы во время беседы врач отвлекался на посторон-

ние разговоры и телефонные звонки, поскольку это нарушает его

контакт с пациентом.

В беседе с больным можно использовать следующие приемы:

способствование (используется, если какие-либо действия,

жесты, слова могут помочь больному подробно рассказать о своем

заболевании, например: «М-м-м», «Продолжайте, пожалуйста»,

«Я слушаю»);

отражение (повторение слов пациента для характеристики

деталей);

уточнение (в случае, если слова или ощущения пациента

не понятны, можно задать уточняющий вопрос, например: «Что,

по-вашему, означает простуда?»);

эмпатические ответы (для лучшего понимания пациента

можно использовать фразы, такие как: «Я понимаю», «Вам долж-

но быть было тяжело», что в ряде случаев помогает добиться вза-

имопонимания с пациентом);

противопоставление (если рассказ пациента непоследовате-

лен, можно задать вопрос, например: «Вы говорили, что Вас это

не волнует, однако, сейчас Вы плачете?»);

интерпретация (это взаимодействие с пациентом и при пра-

вильном использовании этот прием может помочь установить кон-

такт с пациентом, например «Вы выглядите уставшим, наверное,

Вас утомило посещение поликлиники?»).