8
Для врача первичного звена важно находить индивидуальный
подход к каждому пациенту. Особенного такта и умения требует
беседа с излишне общительными, тревожными, агрессивными, де-
прессивными пациентами. Часто общению мешает языковой ба-
рьер, нарушения слуха, когнитивные нарушения.
В связи с быстрым увеличением доли пожилых в обществе
проблема когнитивных нарушений становится все более актуаль-
ной и требует от участкового врача наличия инструментов для
ранней диагностики даже на первичном приеме. Выполнение те-
ста МИНИ-КОГ, который представляет собой комбинацию теста
на запоминание и воспроизведение трех слов, и рисования часов,
и требует всего 5 минут, и позволяет получить довольно точное
впечатление о состоянии когнитивных функций пациента (в плане
диагностики умеренных, но не легких когнитивных нарушений);
•
тест «Слухоречевая или зрительная память»: пациенту
предлагают запомнить 3 разные слова, не связанных по значению
и относящихся к разным лексическим сферам (например: лимон,
ключ, шар). Врач добивается, чтобы пациент самостоятельно по-
вторил их и просит запомнить слова. Способность к воспроизведе-
нию проверяется после выполнения теста рисования часов;
•
тест «Рисование часов»: пациенту предлагается нарисовать
часы, стрелки которых указывают определенное время. В нор-
ме обследуемый рисует круг, расставляет внутри него цифры от
1 до 12 в правильном порядке с равными интервалами, изобража-
ет 2 стрелки (часовая короче, минутная длиннее), начинающиеся
в центре и показывающие заданное время. Любое отклонение от
правильного выполнения теста – признак достаточно выраженной
когнитивной дисфункции.
Путем расспроса удается решить задачу выявления у человека
ощущения, которые дают возможность врачу составить представ-
ление о работе различных систем организма человека, которые по-
стоянно посылают импульсы в кору головного мозга.
Как писал А.Я. Губергриц: «Расспрос больного принадлежит
к числу наиболее сложных методов исследования и требует от вра-
ча большого умения, граничащего с искусством».