18
го медленно приподнимают, чтобы иметь возможность исследовать
сзади, абсолютно избегают молоточковой или вообще более сильной
перкуссии, которая, помимо всего, не дает результатов, и не заставля-
ют ни кашлять, ни усиленно дышать» (Штернберг).
Исследование крови при аспирационной пневмонии обнаруживает
в большинстве случаев умеренный лейкоцитоз, но иногда число лей-
коцитов
оказывается нормальным. Часто даже при отсутствии лейкоцито-
за наблюдается более или менее выраженная лимфопения. Наблюда-
ется также сдвиг влево гемограммы и ускорение СОЭ. Однако следу-
ет помнить, что при оценке картины крови как диагностического кри-
терия пневмонии необходимо учитывать характер основного тубер-
кулезного процесса, на фоне которого возникло легочное кровотече-
ние, осложнившееся аспирационной пневмонией. Поэтому очень важ-
ны повторные исследования крови.
Количество эритроцитов и гемоглобина обычно после первого ле-
гочного кровотечения остается в пределах нормы или только незначи-
тельно снижается. И только в случаях массивного кровотечения или
рецидивирующих легочных кровотечений выявляют аспирационную
пневмонию уже в первые дни.
Вопрос о течении и исходах аспирационной пневмонии в условиях
современной клиники подробно изучен. Установлено, что в условиях
общего благоприятного влияния антибактериальной терапии на ди-
намику туберкулезного процесса, изменились течение и исход аспира-
ционной пневмонии: у 94.5% больных наблюдалось клиническое из-
лечение и рентгенологически почти полное рассасывание пневмонии,
прогрессирование с развитием казеозных и кавернозных процессов
было установлено лишь в 5.5% больных.
Другим осложнением легочного кровотечения является ателек-
таз. Механизм возникновения его обусловлен в основном закупоркой
просвета бронха кровяным сгустком. Наряду с этим имеет значение
и нейрорефлекторное воздействие – спазм мускулатуры бронха в от-
вет на проникновение крови (как инородного тела). Нельзя исключить
и того, что в развитии ателектаза, особенно возникающего через неко-
торое время после кровотечения, играет роль развивающийся в от-