8
теорию поведения. Познавательные процессы выступают как основные инте-
граторы отдельных поведенческих актов субъекта. Результатом обучения явля-
ется "познавательная структура" − определенное отражение ситуации. Решение
задачи определяется ее структурой, от которой зависят актуализация опыта и
понимания связей, существенных отношений между элементами задачи.
Новый подход к исследованию поведения предложили Дж. Миллер, Ю. Га-
лантер и К. Прибрам (1919) в монографии "Планы и структура поведения".
Структурную организацию поведения они понимают как влияние на систе-
му и сопоставление этих воздействий с минутным опытом. Если отдельные
влияния уже имели место в жизни субъекта, он действует, руководствуясь
опытом, а если эти воздействия не соответствуют приобретённому опыту, то
субъект прибегает к поисковым или ориентировочным реакциям. Операция
сопоставления называется компарацией. Кроме этого, авторы вводят такие
понятия, как "образ", "план". Планы имеются во всех психических процес-
сах. При решении задач реализуются два вида планов:
1. Систематический − осуществляется развернутый поиск, анализируют-
ся все объекты;
2. Эвристический - осуществляется частичный поиск, анализируется
лишь часть объектов.
О. К. Тихомиров (1933) критично замечает, что мышление в этих теориях
рассматривается как "процесс в организме", в отрыве от мотивационно-эмо-
циональной сферы.
Психоанализ.
Представители этого направления рассматривают мышле-
ние как мотивационный процесс. В труде 3. Фрейда "Остроумие и ее отно-
шение к бессознательному", "остроумие" объясняется как проявление твор-
ческого мышления, которое основывается на бессознательных первичных
мотивах. Остроумие и его результаты могут возникать вследствие неудов-
летворения первичных потребностей, т.е. творчество является сублимиро-
ванным удовлетворением этих потребностей. Мыслительная деятельность
может происходить под влиянием бессознательного мотива или его замени-
теля – желаемого мотива.
Психоанализ лишь частично затронул проблемы связи мышления с мо-
тивами. Вопрос, как влияет мотивация на организацию, строение мысли-
тельной деятельности, не изучались представителями данного направления.
С психоанализом связана теория аутистического мышления (Э. Блейлер
(1857-1939)). Аутизм объясняется как доминирование внутренней жизни,
уход от внешнего мира. Проявлениями аутистического мышления являются
сновидения, мифология, народные поверья, шизофреническое мышление и
т.д. Э. Блейлер в своей концепции показывает регулирующее влияние моти-
вационно-эмоциональной сферы на мышление.