Table of Contents Table of Contents
Previous Page  10 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 58 Next Page
Page Background

8

теорию поведения. Познавательные процессы выступают как основные инте-

граторы отдельных поведенческих актов субъекта. Результатом обучения явля-

ется "познавательная структура" − определенное отражение ситуации. Решение

задачи определяется ее структурой, от которой зависят актуализация опыта и

понимания связей, существенных отношений между элементами задачи.

Новый подход к исследованию поведения предложили Дж. Миллер, Ю. Га-

лантер и К. Прибрам (1919) в монографии "Планы и структура поведения".

Структурную организацию поведения они понимают как влияние на систе-

му и сопоставление этих воздействий с минутным опытом. Если отдельные

влияния уже имели место в жизни субъекта, он действует, руководствуясь

опытом, а если эти воздействия не соответствуют приобретённому опыту, то

субъект прибегает к поисковым или ориентировочным реакциям. Операция

сопоставления называется компарацией. Кроме этого, авторы вводят такие

понятия, как "образ", "план". Планы имеются во всех психических процес-

сах. При решении задач реализуются два вида планов:

1. Систематический − осуществляется развернутый поиск, анализируют-

ся все объекты;

2. Эвристический - осуществляется частичный поиск, анализируется

лишь часть объектов.

О. К. Тихомиров (1933) критично замечает, что мышление в этих теориях

рассматривается как "процесс в организме", в отрыве от мотивационно-эмо-

циональной сферы.

Психоанализ.

Представители этого направления рассматривают мышле-

ние как мотивационный процесс. В труде 3. Фрейда "Остроумие и ее отно-

шение к бессознательному", "остроумие" объясняется как проявление твор-

ческого мышления, которое основывается на бессознательных первичных

мотивах. Остроумие и его результаты могут возникать вследствие неудов-

летворения первичных потребностей, т.е. творчество является сублимиро-

ванным удовлетворением этих потребностей. Мыслительная деятельность

может происходить под влиянием бессознательного мотива или его замени-

теля – желаемого мотива.

Психоанализ лишь частично затронул проблемы связи мышления с мо-

тивами. Вопрос, как влияет мотивация на организацию, строение мысли-

тельной деятельности, не изучались представителями данного направления.

С психоанализом связана теория аутистического мышления (Э. Блейлер

(1857-1939)). Аутизм объясняется как доминирование внутренней жизни,

уход от внешнего мира. Проявлениями аутистического мышления являются

сновидения, мифология, народные поверья, шизофреническое мышление и

т.д. Э. Блейлер в своей концепции показывает регулирующее влияние моти-

вационно-эмоциональной сферы на мышление.