Table of Contents Table of Contents
Previous Page  11 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 58 Next Page
Page Background

9

Теория мотивации.

Согласно когнитивной теории мотивации, мотива-

ция поведения человека идет от познания. В рамках этой теории изучаются

связь мышления с уровнем притязаний и влияние на этот процесс мотива-

ции достижения. Теория мотивации достижения объясняет реально действу-

ющий мотив как продукт интеграции или даже конкуренции двух тенден-

ций – субъект боится неудач и стремится пережить удовольствие от успеха.

На процесс познания влияют различные мотивы, их иерархичность изуча-

ется познавательной теорией мотивации. Выбор мотива зависит от того, как

субъект познает ситуацию, его чаяния, его идеалы.

Гуманистическая психология.

В рамках этого направления исследу-

ются мотивы самоактуализации. Начал изучение этих мотивов еще К. Юнг

(1875−1961), однако более глубоко проанализировал А. Маслоу (1908−1970),

представив их иерархию в знаменитой «пирамиде» Маслоу. В перечне черт

личности, которая самоактуализуется, есть немало таких, которые касаются

мышления (эффективность восприятия действительности, комфортное от-

ношение к реальности, постоянное появление нового в понимании того, что

происходит, чувство юмора и т.д.). Итак, исследователи, анализируя мотивы

самоактуализации, прослеживают их влияние на мышление.

Операциональная концепция интеллекта.

В работах Ж. Пиаже (1966)

и его сотрудников, мышление рассматривается как биологический процесс.

Ж. Пиаже использует понятие "интеллект", а не мышление, анализирует та-

кие трактовки интеллекта, как "психическая адаптация к новым условиям"

(Э. Клапаред (1873−1940), В. Штерн (1871−1938)), как "акт внезапного понима-

ния" (К. Бюлер (1879−1963), В. Келлер (1887−1967)). Для Ж. Пиаже характер-

ным является генетический подход к решению проблем интеллекта. Соглас-

но теории Пиаже в этом процессе может быть выделено пять стадий (или

пять этапов в построении операций):

1. Стадия сенсомоторного интеллекта (от 8-10 месяцев до 1,5 года).

2. Символический, или допонятийный интеллект (от 1,5-2 до 4 лет).

3. Стадия интуитивного (наглядного) интеллекта (от 4 до 7-8 лет).

4. Стадия конкретных операций (от 7 - 8 до 11 -1 2 лет).

5. Стадия формальных операций, или рефлексивный интеллект (от 11 -12

до 14-15 лет).

Чтобы описать основные аспекты интеллекта, Ж. Пиаже использует био-

логические, физические понятия, а также понятия из логики и математики.

Теория онтогенетического развития мышления.

В 20-е – 40-е годы XX

столетия Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. П. Блонская ис-

следовали развитие мышления у детей, связывая его с такими явлениями, как

интеллект и вещание. Особенно важный вклад в теорию онтогенеза мышле-

ния сделали исследования Л.С. Выготского и его последователей. Развитие