9
Теория мотивации.
Согласно когнитивной теории мотивации, мотива-
ция поведения человека идет от познания. В рамках этой теории изучаются
связь мышления с уровнем притязаний и влияние на этот процесс мотива-
ции достижения. Теория мотивации достижения объясняет реально действу-
ющий мотив как продукт интеграции или даже конкуренции двух тенден-
ций – субъект боится неудач и стремится пережить удовольствие от успеха.
На процесс познания влияют различные мотивы, их иерархичность изуча-
ется познавательной теорией мотивации. Выбор мотива зависит от того, как
субъект познает ситуацию, его чаяния, его идеалы.
Гуманистическая психология.
В рамках этого направления исследу-
ются мотивы самоактуализации. Начал изучение этих мотивов еще К. Юнг
(1875−1961), однако более глубоко проанализировал А. Маслоу (1908−1970),
представив их иерархию в знаменитой «пирамиде» Маслоу. В перечне черт
личности, которая самоактуализуется, есть немало таких, которые касаются
мышления (эффективность восприятия действительности, комфортное от-
ношение к реальности, постоянное появление нового в понимании того, что
происходит, чувство юмора и т.д.). Итак, исследователи, анализируя мотивы
самоактуализации, прослеживают их влияние на мышление.
Операциональная концепция интеллекта.
В работах Ж. Пиаже (1966)
и его сотрудников, мышление рассматривается как биологический процесс.
Ж. Пиаже использует понятие "интеллект", а не мышление, анализирует та-
кие трактовки интеллекта, как "психическая адаптация к новым условиям"
(Э. Клапаред (1873−1940), В. Штерн (1871−1938)), как "акт внезапного понима-
ния" (К. Бюлер (1879−1963), В. Келлер (1887−1967)). Для Ж. Пиаже характер-
ным является генетический подход к решению проблем интеллекта. Соглас-
но теории Пиаже в этом процессе может быть выделено пять стадий (или
пять этапов в построении операций):
1. Стадия сенсомоторного интеллекта (от 8-10 месяцев до 1,5 года).
2. Символический, или допонятийный интеллект (от 1,5-2 до 4 лет).
3. Стадия интуитивного (наглядного) интеллекта (от 4 до 7-8 лет).
4. Стадия конкретных операций (от 7 - 8 до 11 -1 2 лет).
5. Стадия формальных операций, или рефлексивный интеллект (от 11 -12
до 14-15 лет).
Чтобы описать основные аспекты интеллекта, Ж. Пиаже использует био-
логические, физические понятия, а также понятия из логики и математики.
Теория онтогенетического развития мышления.
В 20-е – 40-е годы XX
столетия Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, П. П. Блонская ис-
следовали развитие мышления у детей, связывая его с такими явлениями, как
интеллект и вещание. Особенно важный вклад в теорию онтогенеза мышле-
ния сделали исследования Л.С. Выготского и его последователей. Развитие