10
мышления эти ученые рассматривают как процесс усвоения ребёнком обще-
ственно – исторически выработанных умственных действий и операций. Этим
процессом можно активно и планомерно управлять (П. Я. Гальперин (1902-1988)).
Теория мышления как системы обработки информации.
С появлением
электронно-вычислительных машин возникло понимание мышления как систе-
мы обработки информации (А. Ньюелл, Г. Саймон, М. Минский, Дж. Маккар-
ти, Дж. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам). Первоочередной задачей было
проследить движение потока информации в "системе" (в мозге). Основными
понятиями этого подхода являются те, что касаются когнитивной деятель-
ности: информация, вход, переработка, кодирование и подпрограмма.
Особое значение сбору информации о признаках элементов проблем-
ной ситуации придавали в российской школе психологии В. Н. Пушкин
(1931−1979), О. К. Тихомиров и др.
Деятельная теория мышления.
Отношение мышления к объективной
реальности рассматривается как процесс и как деятельность (А. Н. Леонтьев
(1903−1979), В. В. Давыдов (1930−1998), В. Л. Поплужний, О. К. Тихомиров).
Этот подход сделал возможным обогащение психологии мышления данны-
ми о значении мотивации, эмоций, целеобразования в мыслительной дея-
тельности; о зависимости мыслительных действий от этих компонентов; о
роли контроля над процессом мышления, оценочного отношения к своему
мышлению и т.д. Деятельный подход позволяет рассматривать мыслитель-
ную деятельность как условие самостановления личности.
Развитие мышления в онтогенезе
«Ребенок не есть уменьшенная копия взрослого.
Он живет и развивается по своим, только ему
присущим законам…»
С.Ф. Хотовицкий
Исследованиями детской психологии мышления длительное время зани-
мался швейцарский психолог
Жан Пиаже
(
J. Piaget
, 1966). Он рассматривал
развитие мышления как самопроизвольный, закономерно совершающийся
переход от внешних действий к внутренним мыслительным операциям. В
исследованиях Ж. Пиаже и его психологической школы показано качествен-
ное своеобразие детского мышления, особая детская логика, отличная от
взрослой, и прослежено, как мышление ребенка постепенно меняет свой ха-
рактер по мере взросления.
В самом раннем возрасте ребенок вынужден двигательно реализовывать
каждое действие, чтобы решить стоящие перед ним задачи. В этот период дей-
ствия его еще максимально развернуты, они содержат много видимых компо-
нентов. С возрастом они видоизменяются под влиянием свертывания: компоненты