Table of Contents Table of Contents
Previous Page  12 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 58 Next Page
Page Background

10

мышления эти ученые рассматривают как процесс усвоения ребёнком обще-

ственно – исторически выработанных умственных действий и операций. Этим

процессом можно активно и планомерно управлять (П. Я. Гальперин (1902-1988)).

Теория мышления как системы обработки информации.

С появлением

электронно-вычислительных машин возникло понимание мышления как систе-

мы обработки информации (А. Ньюелл, Г. Саймон, М. Минский, Дж. Маккар-

ти, Дж. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам). Первоочередной задачей было

проследить движение потока информации в "системе" (в мозге). Основными

понятиями этого подхода являются те, что касаются когнитивной деятель-

ности: информация, вход, переработка, кодирование и подпрограмма.

Особое значение сбору информации о признаках элементов проблем-

ной ситуации придавали в российской школе психологии В. Н. Пушкин

(1931−1979), О. К. Тихомиров и др.

Деятельная теория мышления.

Отношение мышления к объективной

реальности рассматривается как процесс и как деятельность (А. Н. Леонтьев

(1903−1979), В. В. Давыдов (1930−1998), В. Л. Поплужний, О. К. Тихомиров).

Этот подход сделал возможным обогащение психологии мышления данны-

ми о значении мотивации, эмоций, целеобразования в мыслительной дея-

тельности; о зависимости мыслительных действий от этих компонентов; о

роли контроля над процессом мышления, оценочного отношения к своему

мышлению и т.д. Деятельный подход позволяет рассматривать мыслитель-

ную деятельность как условие самостановления личности.

Развитие мышления в онтогенезе

«Ребенок не есть уменьшенная копия взрослого.

Он живет и развивается по своим, только ему

присущим законам…»

С.Ф. Хотовицкий

Исследованиями детской психологии мышления длительное время зани-

мался швейцарский психолог

Жан Пиаже

(

J. Piaget

, 1966). Он рассматривал

развитие мышления как самопроизвольный, закономерно совершающийся

переход от внешних действий к внутренним мыслительным операциям. В

исследованиях Ж. Пиаже и его психологической школы показано качествен-

ное своеобразие детского мышления, особая детская логика, отличная от

взрослой, и прослежено, как мышление ребенка постепенно меняет свой ха-

рактер по мере взросления.

В самом раннем возрасте ребенок вынужден двигательно реализовывать

каждое действие, чтобы решить стоящие перед ним задачи. В этот период дей-

ствия его еще максимально развернуты, они содержат много видимых компо-

нентов. С возрастом они видоизменяются под влиянием свертывания: компоненты