11
действия качественно преобразуются, и уменьшается их число. На некотором
этапе возрастного развития становится возможным их погружение и превраще-
ние в мыслительные операции (интериоризация). Таким образом, сначала ре-
бенок познает мир в действиях, затем – в образах, далее у него формируется
символическое представление о мире через язык и абстрактное мышление.
Ребенок имеет определенные схемы действий, позволяющие ему решать раз-
нообразные познавательные задачи. Эти схемы действий относительно просты у
младенца и достаточно сложны у подростка, но в любом случае им используются
два основных механизма –
ассимиляция и аккомодация.
При ассимиляции новая
задача при ее решении "подгоняется" под уже имеющиеся выработанные схемы
решения и новая проблемная ситуация включается в их состав, наличные схемы
действия не меняются. При аккомодации схемы действий меняются так, чтобы
их можно было применить к новой задаче. В процессе приспособления к новой
проблемной ситуации ассимиляция и аккомодация объединяются, их сочетание
дает адаптацию. Завершает адаптацию установление равновесия, когда требова-
ния среды (задачи) и схемы действий ребенка приходят в равновесие. Интеллекту-
альное развитие, по Ж. Пиаже, стремится к стабильному равновесию. На каждом
возрастном этапе равновесие нарушается и восстанавливается на качественно
более высоком уровне. Полная логическая уравновешенность достигается только
в возрасте подростка на уровне формальных (абстрактно-логических) операций.
Интеллект, таким образом, обладает адаптивной природой. Кроме того,
можно говорить о деятельной природе интеллекта, т.к. объекты мира позна-
ются первоначально ребенком через действия с ними – собственно интел-
лектуальная деятельность производна от материальных действий, ее элемен-
ты представляют собой интериоризированные действия.
Пиаже выделяет 4 стадии когнитивного развития детей:
1. Сенсомоторную.
2. Дооперационального интеллекта:
– фаза символически-предпонятийного;
– и интуитивно-наглядного мышления.
3. Конкретных операций.
4. Формальных операций.
1.
Стадия сенсомоторных операций
– действия с конкретным, чувствен-
но воспринимаемым материалом: предметами, их изображениями, линия-
ми, фигурами разной формы, величины и цвета. Эта стадия продолжается
у детей
до 2 лет
и свободна от пользования языком, отсутствуют представ-
ления. Все поведение и интеллектуальные акты ребенка сосредоточены на
координации восприятия и движений (отсюда название "сенсомоторный"),
идет формирование "сенсомоторных схем" предметов, формируются первые
навыки, и устанавливается константность восприятия.