Table of Contents Table of Contents
Previous Page  13 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 58 Next Page
Page Background

11

действия качественно преобразуются, и уменьшается их число. На некотором

этапе возрастного развития становится возможным их погружение и превраще-

ние в мыслительные операции (интериоризация). Таким образом, сначала ре-

бенок познает мир в действиях, затем – в образах, далее у него формируется

символическое представление о мире через язык и абстрактное мышление.

Ребенок имеет определенные схемы действий, позволяющие ему решать раз-

нообразные познавательные задачи. Эти схемы действий относительно просты у

младенца и достаточно сложны у подростка, но в любом случае им используются

два основных механизма –

ассимиляция и аккомодация.

При ассимиляции новая

задача при ее решении "подгоняется" под уже имеющиеся выработанные схемы

решения и новая проблемная ситуация включается в их состав, наличные схемы

действия не меняются. При аккомодации схемы действий меняются так, чтобы

их можно было применить к новой задаче. В процессе приспособления к новой

проблемной ситуации ассимиляция и аккомодация объединяются, их сочетание

дает адаптацию. Завершает адаптацию установление равновесия, когда требова-

ния среды (задачи) и схемы действий ребенка приходят в равновесие. Интеллекту-

альное развитие, по Ж. Пиаже, стремится к стабильному равновесию. На каждом

возрастном этапе равновесие нарушается и восстанавливается на качественно

более высоком уровне. Полная логическая уравновешенность достигается только

в возрасте подростка на уровне формальных (абстрактно-логических) операций.

Интеллект, таким образом, обладает адаптивной природой. Кроме того,

можно говорить о деятельной природе интеллекта, т.к. объекты мира позна-

ются первоначально ребенком через действия с ними – собственно интел-

лектуальная деятельность производна от материальных действий, ее элемен-

ты представляют собой интериоризированные действия.

Пиаже выделяет 4 стадии когнитивного развития детей:

1. Сенсомоторную.

2. Дооперационального интеллекта:

– фаза символически-предпонятийного;

– и интуитивно-наглядного мышления.

3. Конкретных операций.

4. Формальных операций.

1.

Стадия сенсомоторных операций

– действия с конкретным, чувствен-

но воспринимаемым материалом: предметами, их изображениями, линия-

ми, фигурами разной формы, величины и цвета. Эта стадия продолжается

у детей

до 2 лет

и свободна от пользования языком, отсутствуют представ-

ления. Все поведение и интеллектуальные акты ребенка сосредоточены на

координации восприятия и движений (отсюда название "сенсомоторный"),

идет формирование "сенсомоторных схем" предметов, формируются первые

навыки, и устанавливается константность восприятия.