12
2.
Стадия дооперационального интеллекта (2-7 лет)
– характеризует-
ся сформированной речью, представлениями, интериоризацией действия в
мысль – действие замещается каким-либо знаком: словом, образом, симво-
лом. Если раньше ребенок производил различные внешние действия, чтобы
достичь цели, то теперь он уже может комбинировать схемы действий в уме
и внезапно приходить к правильному решению.
Эту стадию развития интеллекта иногда называют репрезентативным
интеллектом – мышление с помощью представлений. Сильное образное на-
чало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своео-
бразной детской логике. На этапе дооперациональных представлений ребе-
нок не способен к доказательству и рассуждению. Овладение понятиями и
логикой у детей формируется постепенно – в процессе оперирования пред-
метами и при обучении.
Примерно до пятилетнего возраста суждения у детей о предметах еди-
ничные – еще нет групп явлений, классов и классификаций, поэтому они
категоричны и относятся к наглядной действительности, все сводится ими к
частному, знакомому и известному. Большинство суждений – это суждения
по сходству и аналогии. Отсутствует цепь суждений – рассуждение, а самая
ранняя форма доказательства – пример.
В возрасте
6 лет
ребенок уже хорошо мыслит образно – внутренне экс-
периментирует представлениями, но не в состоянии применить приобретен-
ную схему действия с конкретным предметом к отдаленным предметам, к
их множествам, т.к. не владеет еще в полной мере логическими операциями.
Все особенности ранней (допонятийной) формы мышления Ж. Пиаже
объясняет присущим маленьким детям феноменом
детского эгоцентризма
.
Часто детский эгоцентризм не совсем точно определяют как представление
ребенка, что все вокруг имеет к нему отношение. Хотя, действительно, с
самого рождения ребенок склонен воспринимать мир как свое продолже-
ние, имеющее смысл только в плане удовлетворения потребностей. Однако
в данном случае речь идет о субъективном восприятии, препятствующем
различению связей между самим ребенком и внешними объектами. В силу
этого ребенок не попадает в сферу своего собственного отражения, не может
"посмотреть" на себя со стороны. Эгоцентризм – особая интеллектуальная
позиция ребенка. Он еще не способен свободно производить преобразования
системы отсчета, начало которой «жестко» связано с ним самим, с его "Я".
Все это не позволяет детям до 5 лет правильно понимать ситуации, требую-
щие принятия чужой позиции, координировать разные точки зрения.
Эгоцентрическая позиция ребенка хорошо прослеживается в экспери-
менте с макетом гор. Горы выглядели по-разному с разных точек зрения. Ре-
бенок видел горы с одной стороны и из нескольких фотографий мог выбрать