Table of Contents Table of Contents
Previous Page  14 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 58 Next Page
Page Background

12

2.

Стадия дооперационального интеллекта (2-7 лет)

– характеризует-

ся сформированной речью, представлениями, интериоризацией действия в

мысль – действие замещается каким-либо знаком: словом, образом, симво-

лом. Если раньше ребенок производил различные внешние действия, чтобы

достичь цели, то теперь он уже может комбинировать схемы действий в уме

и внезапно приходить к правильному решению.

Эту стадию развития интеллекта иногда называют репрезентативным

интеллектом – мышление с помощью представлений. Сильное образное на-

чало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своео-

бразной детской логике. На этапе дооперациональных представлений ребе-

нок не способен к доказательству и рассуждению. Овладение понятиями и

логикой у детей формируется постепенно – в процессе оперирования пред-

метами и при обучении.

Примерно до пятилетнего возраста суждения у детей о предметах еди-

ничные – еще нет групп явлений, классов и классификаций, поэтому они

категоричны и относятся к наглядной действительности, все сводится ими к

частному, знакомому и известному. Большинство суждений – это суждения

по сходству и аналогии. Отсутствует цепь суждений – рассуждение, а самая

ранняя форма доказательства – пример.

В возрасте

6 лет

ребенок уже хорошо мыслит образно – внутренне экс-

периментирует представлениями, но не в состоянии применить приобретен-

ную схему действия с конкретным предметом к отдаленным предметам, к

их множествам, т.к. не владеет еще в полной мере логическими операциями.

Все особенности ранней (допонятийной) формы мышления Ж. Пиаже

объясняет присущим маленьким детям феноменом

детского эгоцентризма

.

Часто детский эгоцентризм не совсем точно определяют как представление

ребенка, что все вокруг имеет к нему отношение. Хотя, действительно, с

самого рождения ребенок склонен воспринимать мир как свое продолже-

ние, имеющее смысл только в плане удовлетворения потребностей. Однако

в данном случае речь идет о субъективном восприятии, препятствующем

различению связей между самим ребенком и внешними объектами. В силу

этого ребенок не попадает в сферу своего собственного отражения, не может

"посмотреть" на себя со стороны. Эгоцентризм – особая интеллектуальная

позиция ребенка. Он еще не способен свободно производить преобразования

системы отсчета, начало которой «жестко» связано с ним самим, с его "Я".

Все это не позволяет детям до 5 лет правильно понимать ситуации, требую-

щие принятия чужой позиции, координировать разные точки зрения.

Эгоцентрическая позиция ребенка хорошо прослеживается в экспери-

менте с макетом гор. Горы выглядели по-разному с разных точек зрения. Ре-

бенок видел горы с одной стороны и из нескольких фотографий мог выбрать