Table of Contents Table of Contents
Previous Page  15 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 58 Next Page
Page Background

13

ту, которая соответствовала его реальной точке зрения. Но когда его про-

сили найти фотографию с видом, открывающимся перед куклой, сидящей

напротив, он снова выбирал "свой" снимок. Он не мог представить себе, что

у куклы – другая позиция, и она видит макет «по-другому». Наиболее ярки-

ми примерами эгоцентризма детского мышления являются всем известные

факты, когда дети при перечислении членов своей семьи себя в их число не

включают. Пока эгоцентризм не преодолен, у ребенка не возникает понима-

ния обратимости и симметричности отношений ("Если я тебе брат, то и ты

мне брат").

Эгоцентризм – общая характеристика детского мышления, проявляю-

щаяся на каждом периоде развития. Эгоцентризм усиливается, когда в ходе

развития ребенок сталкивается с новой областью познания, и ослабевает по

мере того, как он постепенно ее осваивает. Приливы и отливы эгоцентризма

соответствуют той последовательности, в которой нарушается и восстанав-

ливается равновесие.

В медицинской практике часто встречаются два психологических феноме-

на –

инфантилизм и функциональный регресс

. Инфантилизм (от

infant

– ре-

бенок, фр.) – это своеобразная задержка психического развития, несоответ-

ствие у пациента уровню биологического возраста – психического развития.

Данный феномен характеризуется поверхностностью суждений, их эмоцио-

нальной импульсивностью, недальновидностью (антиципационной несосто-

ятельностью), выраженным эгоцентризмом, проявляющихся в поведении.

При не способности совладать со сверхсильным (онкологический диагноз,

угроза жизни) или протрагированным (тяжело фрустрирующая ситуация

дома или на работе) стрессом, ведущим к истощению, зачастую бессозна-

тельно «запускается» психологическая защита регресс. Чаще других – это

истерический механизм пограничных психических расстройств, но также

характерен и для экзогенно-органических поражений ЦНС.

3.

Стадия конкретных операций (8-11 лет)

характеризуется осознани-

ем обратимости и симметричности отношений за счет преодоления эгоцен-

тризма. Этап конкретных операций связан со способностью к рассуждению,

доказательству, соотнесению разных точек зрения. Логические операции,

тем не менее, нуждаются в опоре на наглядность, не могут производиться

в гипотетическом плане, и поэтому они названы конкретными. Все логиче-

ские операции зависят от конкретных областей применения. В частности,

ребенок уже может образовывать из конкретных предметов, как отношения,

так и классы. Если в 7 лет ребенку удается расположить палочки по их дли-

не, то лишь в 9,5 лет он подобную операцию делает с весами тел, а с объ-

емами – только в 11–12 лет. Логические операции еще не стали для ребенка

генерализованными.