13
ту, которая соответствовала его реальной точке зрения. Но когда его про-
сили найти фотографию с видом, открывающимся перед куклой, сидящей
напротив, он снова выбирал "свой" снимок. Он не мог представить себе, что
у куклы – другая позиция, и она видит макет «по-другому». Наиболее ярки-
ми примерами эгоцентризма детского мышления являются всем известные
факты, когда дети при перечислении членов своей семьи себя в их число не
включают. Пока эгоцентризм не преодолен, у ребенка не возникает понима-
ния обратимости и симметричности отношений ("Если я тебе брат, то и ты
мне брат").
Эгоцентризм – общая характеристика детского мышления, проявляю-
щаяся на каждом периоде развития. Эгоцентризм усиливается, когда в ходе
развития ребенок сталкивается с новой областью познания, и ослабевает по
мере того, как он постепенно ее осваивает. Приливы и отливы эгоцентризма
соответствуют той последовательности, в которой нарушается и восстанав-
ливается равновесие.
В медицинской практике часто встречаются два психологических феноме-
на –
инфантилизм и функциональный регресс
. Инфантилизм (от
infant
– ре-
бенок, фр.) – это своеобразная задержка психического развития, несоответ-
ствие у пациента уровню биологического возраста – психического развития.
Данный феномен характеризуется поверхностностью суждений, их эмоцио-
нальной импульсивностью, недальновидностью (антиципационной несосто-
ятельностью), выраженным эгоцентризмом, проявляющихся в поведении.
При не способности совладать со сверхсильным (онкологический диагноз,
угроза жизни) или протрагированным (тяжело фрустрирующая ситуация
дома или на работе) стрессом, ведущим к истощению, зачастую бессозна-
тельно «запускается» психологическая защита регресс. Чаще других – это
истерический механизм пограничных психических расстройств, но также
характерен и для экзогенно-органических поражений ЦНС.
3.
Стадия конкретных операций (8-11 лет)
характеризуется осознани-
ем обратимости и симметричности отношений за счет преодоления эгоцен-
тризма. Этап конкретных операций связан со способностью к рассуждению,
доказательству, соотнесению разных точек зрения. Логические операции,
тем не менее, нуждаются в опоре на наглядность, не могут производиться
в гипотетическом плане, и поэтому они названы конкретными. Все логиче-
ские операции зависят от конкретных областей применения. В частности,
ребенок уже может образовывать из конкретных предметов, как отношения,
так и классы. Если в 7 лет ребенку удается расположить палочки по их дли-
не, то лишь в 9,5 лет он подобную операцию делает с весами тел, а с объ-
емами – только в 11–12 лет. Логические операции еще не стали для ребенка
генерализованными.