14
4.
Стадия формальных операций (12-15 лет)
– подросток освобожда-
ется от конкретной привязанности к объектам, данным в поле восприятия,
что характеризует завершение формирования логического мышления. Под-
росток приобретает возможность мыслить так же, как взрослый человек, т.е.
мыслить гипотетически, дедуктивно. Для этой стадии характерно опериро-
вание логическими отношениями, относительными понятиями, абстракци-
ей и обобщениями. По мнению Пиаже, появление мыслительных операций
второго порядка, которые уже не связаны с конкретными представлениями,
и умение оперировать логическими отношениями указывает на сформиро-
ванность логического мышления. Постепенно становится возможной и реф-
лексия по поводу собственных мыслей – самопонимание и самоосознавание.
Вступление подростка в этап формальных логических операций вызы-
вает у него гипертрофированное тяготение к общим теориям, стремление
к "теоретизированию", что, по мнению Ж. Пиаже, является возрастной осо-
бенностью подростков. Для подростков общее становится важнее и суще-
ственнее частностей, они тяготеют к созданию своих собственных теорий в
политике или философии. Силлогизмы становятся основой операций логи-
ческого мышления в этом возрасте.
Понятийное мышление приходит на смену допонятийному мышлению
постепенно, через ряд промежуточных стадий. Л.С. Выготский (1982) вы-
делял 5 этапов в переходе к формированию понятий:
1.
Ребенку 2-3 года
– яркий синкретизм (операция, заменяющая ребенку
анализ и синтез), который проявляется в том, что при просьбе положить вме-
сте похожие предметы ребенок складывает вместе любые из них, считая, что
те, которые положены рядом, и есть подходящие;
2.
Ребенку 3-6 лет
– в классификации предметов появляются цепочки по-
парного сходства, т.е. он показывает элементы объективного сходства двух
предметов, но уже третий предмет может отличаться от двух предыдущих;
3.
Ребенку 7-10 лет
– может объединить группу предметов по сходству,
но еще не может осознать и назвать главные признаки всей группы;
4.
Ребенку 11-14 лет
– появляется понятийное мышление, но еще несо-
вершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейско-
го опыта и не подкреплены научными знаниями;
5.
Юношеский возраст
– использование теоретических положений по-
зволяет выйти за рамки житейского опыта и правильно определить границы
класса-понятия.
По мнению многих психологов, формирование логики также обычно требует
специального обучения. Еще в 30-е годы А.Р. Лурия (1970) отметил, что опера-
ции получения логических выводов из посылок не для всех людей носят универ-
сальный характер. В частности, в его исследованиях неграмотные крестьяне юга