Table of Contents Table of Contents
Previous Page  16 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 16 / 58 Next Page
Page Background

14

4.

Стадия формальных операций (12-15 лет)

– подросток освобожда-

ется от конкретной привязанности к объектам, данным в поле восприятия,

что характеризует завершение формирования логического мышления. Под-

росток приобретает возможность мыслить так же, как взрослый человек, т.е.

мыслить гипотетически, дедуктивно. Для этой стадии характерно опериро-

вание логическими отношениями, относительными понятиями, абстракци-

ей и обобщениями. По мнению Пиаже, появление мыслительных операций

второго порядка, которые уже не связаны с конкретными представлениями,

и умение оперировать логическими отношениями указывает на сформиро-

ванность логического мышления. Постепенно становится возможной и реф-

лексия по поводу собственных мыслей – самопонимание и самоосознавание.

Вступление подростка в этап формальных логических операций вызы-

вает у него гипертрофированное тяготение к общим теориям, стремление

к "теоретизированию", что, по мнению Ж. Пиаже, является возрастной осо-

бенностью подростков. Для подростков общее становится важнее и суще-

ственнее частностей, они тяготеют к созданию своих собственных теорий в

политике или философии. Силлогизмы становятся основой операций логи-

ческого мышления в этом возрасте.

Понятийное мышление приходит на смену допонятийному мышлению

постепенно, через ряд промежуточных стадий. Л.С. Выготский (1982) вы-

делял 5 этапов в переходе к формированию понятий:

1.

Ребенку 2-3 года

– яркий синкретизм (операция, заменяющая ребенку

анализ и синтез), который проявляется в том, что при просьбе положить вме-

сте похожие предметы ребенок складывает вместе любые из них, считая, что

те, которые положены рядом, и есть подходящие;

2.

Ребенку 3-6 лет

– в классификации предметов появляются цепочки по-

парного сходства, т.е. он показывает элементы объективного сходства двух

предметов, но уже третий предмет может отличаться от двух предыдущих;

3.

Ребенку 7-10 лет

– может объединить группу предметов по сходству,

но еще не может осознать и назвать главные признаки всей группы;

4.

Ребенку 11-14 лет

– появляется понятийное мышление, но еще несо-

вершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейско-

го опыта и не подкреплены научными знаниями;

5.

Юношеский возраст

– использование теоретических положений по-

зволяет выйти за рамки житейского опыта и правильно определить границы

класса-понятия.

По мнению многих психологов, формирование логики также обычно требует

специального обучения. Еще в 30-е годы А.Р. Лурия (1970) отметил, что опера-

ции получения логических выводов из посылок не для всех людей носят универ-

сальный характер. В частности, в его исследованиях неграмотные крестьяне юга