15
из отдаленных кишлаков не могли сделать вывод из двух посылок: "На далеком
Севере, где снег, все медведи белые" и "Новая Земля – на далеком Севере, и там
всегда снег". На вопрос о цвете медведей на Новой Земле, крестьяне часто отве-
чали, что они там не были и этого не знают. Сходным образом, т.е. изолированно,
рассматривают обе посылки и маленькие дети. Лишь в процессе обучения они
получают эту возможность. В медицинской практике при ослабоумливающих
экзогенно-органических процессах наблюдается «обратное» развитие мышле-
ния и нарастание конкретности, ригидности, сужения кругов понятий.
Ж. Пиаже полагал, что стадия формальных операций достигает у чело-
века полного расцвета к 14-15 годам, однако другие исследователи показа-
ли, что только часть людей (в среднем лишь 25-50%) действительно могут
мыслить абстрактно. Развитие формального мышления зависит не только от
уровня образования человека, но и его жизненного опыта, мотивации и ин-
тересов, социального окружения и культуры общества.
Исходя из теории Ж. Пиаже, Джером Брунер (1915) пересмотрел некото-
рые его представления об интеллектуальном развитии. Развитие складыва-
ется не просто из ряда стадий, оно предполагает последовательное овладение
ребенком тремя сферами представлений – действием, образом и символом
(словом). Это одновременно и способы познания окружающего мира. Каж-
дый способ по-разному отражает события и соответственно накладывает
сильный отпечаток на поведение и психику. Дж. Брунер не дает жесткой
периодизации интеллектуального развития, но важны все три сферы пред-
ставлений, сохраняющиеся и у взрослого человека. Богатство интеллекта
определяется наличием развитых представлений – действенных, образных
и символических.
Свойства мышления
1.
Глубина
мышления – проявляется в степени проникновения в сущ-
ность явления, процесса.
2.
Самостоятельность
мышления – выражается в умении увидеть но-
вую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими сила-
ми. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его само-
стоятельности.
3.
Гибкость
мышления – проявляется в умении изменять намеченный
план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнару-
живаются в ходе решения задач.
4.
Критичность
мышления – отражается способность человека правиль-
но оценить как объективные условия, так и собственную активность и при
необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наи-
более отвечающий условиям деятельности.