Table of Contents Table of Contents
Previous Page  17 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 17 / 58 Next Page
Page Background

15

из отдаленных кишлаков не могли сделать вывод из двух посылок: "На далеком

Севере, где снег, все медведи белые" и "Новая Земля – на далеком Севере, и там

всегда снег". На вопрос о цвете медведей на Новой Земле, крестьяне часто отве-

чали, что они там не были и этого не знают. Сходным образом, т.е. изолированно,

рассматривают обе посылки и маленькие дети. Лишь в процессе обучения они

получают эту возможность. В медицинской практике при ослабоумливающих

экзогенно-органических процессах наблюдается «обратное» развитие мышле-

ния и нарастание конкретности, ригидности, сужения кругов понятий.

Ж. Пиаже полагал, что стадия формальных операций достигает у чело-

века полного расцвета к 14-15 годам, однако другие исследователи показа-

ли, что только часть людей (в среднем лишь 25-50%) действительно могут

мыслить абстрактно. Развитие формального мышления зависит не только от

уровня образования человека, но и его жизненного опыта, мотивации и ин-

тересов, социального окружения и культуры общества.

Исходя из теории Ж. Пиаже, Джером Брунер (1915) пересмотрел некото-

рые его представления об интеллектуальном развитии. Развитие складыва-

ется не просто из ряда стадий, оно предполагает последовательное овладение

ребенком тремя сферами представлений – действием, образом и символом

(словом). Это одновременно и способы познания окружающего мира. Каж-

дый способ по-разному отражает события и соответственно накладывает

сильный отпечаток на поведение и психику. Дж. Брунер не дает жесткой

периодизации интеллектуального развития, но важны все три сферы пред-

ставлений, сохраняющиеся и у взрослого человека. Богатство интеллекта

определяется наличием развитых представлений – действенных, образных

и символических.

Свойства мышления

1.

Глубина

мышления – проявляется в степени проникновения в сущ-

ность явления, процесса.

2.

Самостоятельность

мышления – выражается в умении увидеть но-

вую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими сила-

ми. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его само-

стоятельности.

3.

Гибкость

мышления – проявляется в умении изменять намеченный

план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнару-

живаются в ходе решения задач.

4.

Критичность

мышления – отражается способность человека правиль-

но оценить как объективные условия, так и собственную активность и при

необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наи-

более отвечающий условиям деятельности.