18
Абстрактно-логическое
(отвлеченное, словесное, теоретическое) мыш-
ление – вид мышления, которое опирается на абстрактные понятия и логи-
ческие действия с ними. При всех предыдущих видах мышления мысленные
операции осуществляются с той информацией, которую дает нам чувствен-
ное познание в виде непосредственного восприятия конкретных предметов
и их образов-представлений. Здесь мышление, благодаря абстрагированию,
позволяет нам создавать отвлеченную и обобщенную картину ситуации в
виде мыслей: понятий, суждений и умозаключений, которые выражаются
словами. Эти мысли, как и элементы чувственного познания, становятся
своеобразной формой и содержанием мышления, и с ними могут совершать-
ся все основные мыслительные операции.
По времени протекания, этапности и степени осознанности протекания
познавательных процессов выделяют:
–
аналитическое
(логическое) мышление, которое развернуто во време-
ни, имеет четкие и осознанные этапы (осуществляется путем логических
умозаключений, постоянно приводящих к правильному пониманию основ-
ного принципа, закономерности). Например, симптом-симптомокомплекс–
синдром– статика и динамика болезненного состояния – этиология и пато-
генез-диагноз;
–
интуитивное
мышление характеризуется быстротой протекания и ма-
лой осознанностью многих его этапов и осуществляется как непосредствен-
ное "схватывание" ситуации, своеобразное "усмотрение" решения без осоз-
нания путей и условий его получения. «Врач ставит диагноз, когда пациент
еще – в дверях».
И. Калмыкова выделяет продуктивное (творческое) и репродуктивное
мышление по степени новизны продукта, который получает субъект позна-
ния. Исследовательница считает, что мышление как процесс обобщенного и
опосредованного познания действительности всегда продуктивное, т.е. на-
правлено на получение новых знаний. Однако в нем в диалектическом един-
стве переплетены продуктивные и репродуктивные компоненты.
Репродуктивное мышление - это вид мышления, которое обеспечивает
решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку спо-
собов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения. Несмо-
тря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определен-
ного уровня самостоятельности.
В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные спо-
собности человека, его творческий потенциал. Творческие возможности по-
лучают выражение в быстром темпе усвоения знаний, в широте их переноса
в новые условия, в самостоятельном оперировании ими (табл.1).