20
можно наблюдать во сне (этим часто объясняется причудливость некоторых
образов сновидений), а также при снижении уровня бодрствования – виги-
литета при астении и депрессии.
Логически-ассоциативное мышление
отличается целенаправленностью
и упорядоченностью. Для этого всегда необходим регулятор ассоциаций
– цель мышления. Гуго Липман (1904) использовал для обозначения этой
цели отвлеченное понятие – "руководящие представления". Они направляют
ассоциации, что приводит к подбору (на подсознательном уровне) необхо-
димого материала для формирования смысловых ассоциаций. Руководящие
представления являются, по выражению Эрнеста Кречмера (1888-1964), тем
магнитом, который держит родственные представления в поле сознания. Та-
кого рода мышление требует апперцепции с определенной установкой вни-
мания на цель мышления.
Наше обычное мышление состоит как из логически-ассоциативного (ап-
перцептивного), так и из механически-ассоциативного мышления. Первое мы
имеем при концентрированной интеллектуальной деятельности, второе – при
утомлении.
Основные формы абстрактного мышления
«Философ, сознавая невозможность ис-
править мир, тем не менее действует».
Конфуций
Понятия, суждения и умозаключения являются основными формами, с ко-
торыми совершаются мыслительные операции при отвлеченном мышлении.
Эти формы мышления являются одновременно предметом изучения, как
психологии, медицины, так и формальной логики. Следует отметить, что
логика исследует мышление только со стороны его результатов, продуктов
мышления. Она исследует как бы готовые, имеющиеся мысли и устанавли-
вает определенные соотношения (формулы) между ними. Психология и ме-
дицина, в отличие от логики, изучает сам процесс мышления, т.е. они иссле-
дуют, как и почему у человека возникает и развивается та или иная мысль.
Таким образом, логика и психология/медицина исследуют одну и ту же по-
знавательную деятельность, но с разных сторон и в разных качествах: логика
ее изучает преимущественно со стороны результатов, продуктов мышления
(понятия, суждения и умозаключения), а психология/медицина – со стороны
процесса их получения в ракурсе нормы и патологии. Процесс мышления и
его результаты неразрывно связаны и не существуют друг без друга, поэто-
му психология и логика также связаны и дополняют одна другую.
Понятие
– форма мышления, отражающая наиболее общие и существен-
ные признаки, свойства предмета или явления объективного мира, выраженная