Table of Contents Table of Contents
Previous Page  22 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 22 / 58 Next Page
Page Background

20

можно наблюдать во сне (этим часто объясняется причудливость некоторых

образов сновидений), а также при снижении уровня бодрствования – виги-

литета при астении и депрессии.

Логически-ассоциативное мышление

отличается целенаправленностью

и упорядоченностью. Для этого всегда необходим регулятор ассоциаций

– цель мышления. Гуго Липман (1904) использовал для обозначения этой

цели отвлеченное понятие – "руководящие представления". Они направляют

ассоциации, что приводит к подбору (на подсознательном уровне) необхо-

димого материала для формирования смысловых ассоциаций. Руководящие

представления являются, по выражению Эрнеста Кречмера (1888-1964), тем

магнитом, который держит родственные представления в поле сознания. Та-

кого рода мышление требует апперцепции с определенной установкой вни-

мания на цель мышления.

Наше обычное мышление состоит как из логически-ассоциативного (ап-

перцептивного), так и из механически-ассоциативного мышления. Первое мы

имеем при концентрированной интеллектуальной деятельности, второе – при

утомлении.

Основные формы абстрактного мышления

«Философ, сознавая невозможность ис-

править мир, тем не менее действует».

Конфуций

Понятия, суждения и умозаключения являются основными формами, с ко-

торыми совершаются мыслительные операции при отвлеченном мышлении.

Эти формы мышления являются одновременно предметом изучения, как

психологии, медицины, так и формальной логики. Следует отметить, что

логика исследует мышление только со стороны его результатов, продуктов

мышления. Она исследует как бы готовые, имеющиеся мысли и устанавли-

вает определенные соотношения (формулы) между ними. Психология и ме-

дицина, в отличие от логики, изучает сам процесс мышления, т.е. они иссле-

дуют, как и почему у человека возникает и развивается та или иная мысль.

Таким образом, логика и психология/медицина исследуют одну и ту же по-

знавательную деятельность, но с разных сторон и в разных качествах: логика

ее изучает преимущественно со стороны результатов, продуктов мышления

(понятия, суждения и умозаключения), а психология/медицина – со стороны

процесса их получения в ракурсе нормы и патологии. Процесс мышления и

его результаты неразрывно связаны и не существуют друг без друга, поэто-

му психология и логика также связаны и дополняют одна другую.

Понятие

– форма мышления, отражающая наиболее общие и существен-

ные признаки, свойства предмета или явления объективного мира, выраженная