Table of Contents Table of Contents
Previous Page  28 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 28 / 58 Next Page
Page Background

26

вызывает образование понятий и ро нимание Понимание можно рассматри-

вать как одну из форм мышления, свойство или компонента мышленияслення.

2

Решение проблем и задач.

Мышление возникает тогда, когда субъек-

тивного опыта для достижения цели не хватает, т.е. в проблемной ситуации

Осознать и сформулировать вопрос – это уже определенный шаг к решению

проблемы а понимание ния того, что известно и что нужно искать, свидетель-

ствует о превращении проблемной ситуации на задачу Умение найти связь

известного и неизвестного в задаче значит найти способ ее решенияння.

3

Целеобразование.

Образование целей составляет процесс порождения

новых целей, что происходит в мышлении Мышление обнаруживает свои

предсказательная возможности и формирует образ конечного результата де-

ятельности Общая цель мышления ния конкретизирует в промежуточных

целях Итак, постановка общей, промежуточной и конечной цели как раз и

есть целое-образовательный процессом, происходящим в мышлениинні.

4

Рефлексия.

Ее рассматривают как деятельность субъекта, направленная

на осознание способов и действий его познания Самопознание выполняет ре-

гулирующую функцию относительно поведения или деятельности субъекта.

Стратегии мышления

и решение проблемных ситуаций

«Кто повторяет старое и узнает новое, тот

может быть руководителем для других».

Конфуций

Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышле-

нии возникает, прежде всего, тогда, когда человек сталкивается с новыми це-

лями, новыми проблемами и новыми условиями деятельности. Мышление и

решение задач тесно взаимосвязаны, но отождествлять их нельзя. Действи-

тельно, решение задач осуществляется с помощью мышления, но мышление

необходимо и для самой постановки задачи, для осознания новых проблем.

Различают проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация озна-

чает, что в ходе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное,

тревожное. Задача появляется из проблемной ситуации, тесно связана с ней,

но отличается от нее. Расчленение данного (известного) и неизвестного (ис-

комого) выражается в словесной формулировке задачи.

Существует ряд факторов, обеспечивающих полноценное протекание

интеллектуальной деятельности при решении задач.

1. Установление логического отношения между условиями задачи и по-

ставленным вопросом. Решить задачу – значит преобразовать условия так,

чтобы обнаружилось искомое отношение.

2. Предварительная ориентировка в условиях задачи, предполагающая

возможность одновременного обозрения всех составных элементов условия,