26
вызывает образование понятий и ро нимание Понимание можно рассматри-
вать как одну из форм мышления, свойство или компонента мышленияслення.
2
Решение проблем и задач.
Мышление возникает тогда, когда субъек-
тивного опыта для достижения цели не хватает, т.е. в проблемной ситуации
Осознать и сформулировать вопрос – это уже определенный шаг к решению
проблемы а понимание ния того, что известно и что нужно искать, свидетель-
ствует о превращении проблемной ситуации на задачу Умение найти связь
известного и неизвестного в задаче значит найти способ ее решенияння.
3
Целеобразование.
Образование целей составляет процесс порождения
новых целей, что происходит в мышлении Мышление обнаруживает свои
предсказательная возможности и формирует образ конечного результата де-
ятельности Общая цель мышления ния конкретизирует в промежуточных
целях Итак, постановка общей, промежуточной и конечной цели как раз и
есть целое-образовательный процессом, происходящим в мышлениинні.
4
Рефлексия.
Ее рассматривают как деятельность субъекта, направленная
на осознание способов и действий его познания Самопознание выполняет ре-
гулирующую функцию относительно поведения или деятельности субъекта.
Стратегии мышления
и решение проблемных ситуаций
«Кто повторяет старое и узнает новое, тот
может быть руководителем для других».
Конфуций
Мышление имеет целенаправленный характер. Необходимость в мышле-
нии возникает, прежде всего, тогда, когда человек сталкивается с новыми це-
лями, новыми проблемами и новыми условиями деятельности. Мышление и
решение задач тесно взаимосвязаны, но отождествлять их нельзя. Действи-
тельно, решение задач осуществляется с помощью мышления, но мышление
необходимо и для самой постановки задачи, для осознания новых проблем.
Различают проблемную ситуацию и задачу. Проблемная ситуация озна-
чает, что в ходе деятельности человек натолкнулся на что-то непонятное,
тревожное. Задача появляется из проблемной ситуации, тесно связана с ней,
но отличается от нее. Расчленение данного (известного) и неизвестного (ис-
комого) выражается в словесной формулировке задачи.
Существует ряд факторов, обеспечивающих полноценное протекание
интеллектуальной деятельности при решении задач.
1. Установление логического отношения между условиями задачи и по-
ставленным вопросом. Решить задачу – значит преобразовать условия так,
чтобы обнаружилось искомое отношение.
2. Предварительная ориентировка в условиях задачи, предполагающая
возможность одновременного обозрения всех составных элементов условия,