Table of Contents Table of Contents
Previous Page  30 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 30 / 58 Next Page
Page Background

28

подсознательная самоорганизация материала проблемной ситуации (у

некоторых ученых это происходило порой во сне или при засыпании).

Конечно, найденное решение может оказаться ошибочным, поэтому не-

обходим следующий этап – этап детальной проработки проблемы, проверки

решения и его детализации.

Для активизации мышления можно применять специальные формы орга-

низации мыслительной деятельности: "мозговой штурм" (брейн-сторминг),

метод синектики, метод морфологического анализа, метод контрольных во-

просов и другие. Все они являются предметом специального исследования в

социальной психологии (см. "Эффективность деятельности группы").

Функциональная асимметрия мозга и мышление

«Если у молодого человека останется время,

то он должен посвящать его учению».

Конфуций

В 1972 году американский врач Орнстайн провел первые психологиче-

ские наблюдения за людьми, у которых было пересечено мозолистое тело.

Оперативное вмешательство было вынужденным – оно избавляло больных

от некоторых тяжелых болезней. Операция приводила к тому, что оба полу-

шария мозга стали действовать практически независимо. Тонкие экспери-

менты позволили специалистам накопить немало сведений о роли каждого

из полушарий мозга в процессах мышления.

Мышление у человека – процесс единый, но в нем одновременно участву-

ют оба полушария. Предпосылки к функциональной асимметрии головно-

го мозга передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с нею

речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в

зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доми-

нирование лево- или правополушарного мышления.

В левом полушарии находится речевой центр, а появление речи невоз-

можно без образования понятий, поэтому понятийное мышление, чтение и

счет соотносятся более с функциями левого полушария.

Левополушарное мышление является дискретным и аналитическим, т.к.

оно обеспечивает логически непротиворечивый анализ предметов и явлений

по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутрен-

не непротиворечивая модель мира, которую можно выразить в словах (вер-

бально) и других условных знаках.

В правом полушарии возникают целостные чувственно-эмоциональные

образы окружающего мира, оно более ответственно за наглядно-образное

мышление. Правополушарные образы и действия с ними не находят прямой

вербализации, их словесное описание затруднено, но благодаря возможно-

сти одномоментного "схватывания" многочисленных свойств объекта в их