28
подсознательная самоорганизация материала проблемной ситуации (у
некоторых ученых это происходило порой во сне или при засыпании).
Конечно, найденное решение может оказаться ошибочным, поэтому не-
обходим следующий этап – этап детальной проработки проблемы, проверки
решения и его детализации.
Для активизации мышления можно применять специальные формы орга-
низации мыслительной деятельности: "мозговой штурм" (брейн-сторминг),
метод синектики, метод морфологического анализа, метод контрольных во-
просов и другие. Все они являются предметом специального исследования в
социальной психологии (см. "Эффективность деятельности группы").
Функциональная асимметрия мозга и мышление
«Если у молодого человека останется время,
то он должен посвящать его учению».
Конфуций
В 1972 году американский врач Орнстайн провел первые психологиче-
ские наблюдения за людьми, у которых было пересечено мозолистое тело.
Оперативное вмешательство было вынужденным – оно избавляло больных
от некоторых тяжелых болезней. Операция приводила к тому, что оба полу-
шария мозга стали действовать практически независимо. Тонкие экспери-
менты позволили специалистам накопить немало сведений о роли каждого
из полушарий мозга в процессах мышления.
Мышление у человека – процесс единый, но в нем одновременно участву-
ют оба полушария. Предпосылки к функциональной асимметрии головно-
го мозга передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с нею
речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в
зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доми-
нирование лево- или правополушарного мышления.
В левом полушарии находится речевой центр, а появление речи невоз-
можно без образования понятий, поэтому понятийное мышление, чтение и
счет соотносятся более с функциями левого полушария.
Левополушарное мышление является дискретным и аналитическим, т.к.
оно обеспечивает логически непротиворечивый анализ предметов и явлений
по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутрен-
не непротиворечивая модель мира, которую можно выразить в словах (вер-
бально) и других условных знаках.
В правом полушарии возникают целостные чувственно-эмоциональные
образы окружающего мира, оно более ответственно за наглядно-образное
мышление. Правополушарные образы и действия с ними не находят прямой
вербализации, их словесное описание затруднено, но благодаря возможно-
сти одномоментного "схватывания" многочисленных свойств объекта в их