Table of Contents Table of Contents
Previous Page  32 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 32 / 58 Next Page
Page Background

30

с излишней эмоциональностью и возбудимостью. Им свойственно субъек-

тивно объединять несопоставимое, допускать подмену одних понятий дру-

гими, что на житейском языке часто обозначают как "женская логика".

Все это позволило немецкому психологу Генриху Майеру (

Maier

, 1908) вы-

делить наряду с "судящим" (рассуждающим, собственно логическим) мышле-

нием такие виды интеллектуальной деятельности человека, которые тесно свя-

заны с его эмоционально-мотивационной сферой. Для обозначения этого типа

мышления в психологии применяется ряд сходных названий: "эмоциональное",

"аффективное", "кататимное", "аутистическое", "паралогическое" мышление.

Еще клиницистами подмечено, что одним из важнейших симптомов неко-

торых психических заболеваний является преобладание внутренней жизни, со-

провождающееся активным уходом из внешнего мира "в себя" (аутизм). Более

тяжелые случаи сводятся к грезам, где все мышление детерминируется только

внутренними условиями – глубинными эмоциями и желаниями. Если логиче-

ское мышление каким-нибудь образом ослабляется, то аутистическое мышле-

ние получает относительный или абсолютный перевес, изображая наши жела-

ния осуществленными, уводя в мир грез и создавая иллюзорное (в отличие от

реалистического) удовлетворение своих потребностей (Эйген Блейлер, 1926).

Небольшая степень аутизма, возможно, с пользой могла бы быть привне-

сена в реальную жизнь, представляя цели более желанными для человека,

чем они есть на самом деле. В целом, конечно, акты аффективного (ката-

тимного) мышления достаточно широко присутствуют в жизни. Аффекты

и стремления прокладывают мыслям путь или тормозят их, способствуют

даже совершению без должного размышления выбора между различными

возможностями в поступках и решениях.

Практически между обычным и кататимным мышлением нет резкой гра-

ницы, так как в наше обычное мышление достаточно легко проникают аф-

фективные компоненты. Э. Блейлер полагает, что удивительное сходство у

разных людей символики сновидений, а у разных народов — символики их

мифологии обусловлено общими для всех людей природно-биологическими

закономерностями течения аффективных процессов у человека, которые и

порождают это общее всем людям направление идей.

Законы логики и мышление

«Повторение события один раз –случайность;

два раза – совпадение; три – закономерность;

четыре –система».

Паркинсон

Непреднамеренные логические ошибки в рассуждениях довольно часто

бывают у человека, и их принято называть паралогизмами. Если они связаны

с искажениями самого процесса мышления при психических заболеваниях,