Table of Contents Table of Contents
Previous Page  41 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 41 / 58 Next Page
Page Background

39

Конкретные образы – если рисунки содержат предметы или явления, не-

посредственно связанные с ситуацией (например, лежащий в постели чело-

век при изображении понятия «болезнь»).

Метафоры – если при изображении понятия используются конкретные

образы, прямо с ним не связанные и использующие абстрагирование (напри-

мер, туча, закрывающая солнце при изображении «болезни»).

Индивидуально значимые образы – если при изображении понятий ис-

пользуются значимые для данного человека образы (например, ребенок на

понятие «счастье»).

«Органичность» графики – если в рисунках преобладают незакончен-

ные линии, штриховка в тех случаях, когда предполагаются завершенность

(круг), повторные линии, персевераторные включения.

Грубая органическая графика – если преобладают макрографии, подчер-

кивание, обрамление рисунков, чрезмерная стереотипия рисунков.

Геометрические изображения – если понятия запоминаются с помощью

геометрических фигур.

В норме преобладают конкретные, атрибутивные, стандартные упорядо-

ченные образы.

Нарушения мышления

При исследовании нарушениймышления отдельное внимание было уделено до-

фаминергической активности в мезолимбическом пути мозга. Исследования в этом

направлении были связаны с обнаружением антипсихотического эффекта первых

нейролептиков, важнейшим фармакологическим эффектом которых была блокада

дофаминовых рецепторов. Различные исследования показали, что у многих боль-

ных шизофренией повышен уровень дофамина и серотонина в некоторых отделах

мозга. Эти нейромедиаторы являются частью так называемой «системы поощре-

ния» и вырабатываются в больших количествах во время приятных переживаний

наподобие секса, приёма наркотиков, алкоголя, вкусной еды. Нейробиологические

эксперименты подтверж-

дают, что даже воспо-

минания о позитивном

поощрении или его пред-

вкушение могут увели-

чить уровень дофамина,

который «используется»

мозгом для оценки и мо-

тивации, закрепляя важ-

ные для выживания и про-

должения рода действия

(рис. 3).

Рис.3 Дофаминовая теория