39
Конкретные образы – если рисунки содержат предметы или явления, не-
посредственно связанные с ситуацией (например, лежащий в постели чело-
век при изображении понятия «болезнь»).
Метафоры – если при изображении понятия используются конкретные
образы, прямо с ним не связанные и использующие абстрагирование (напри-
мер, туча, закрывающая солнце при изображении «болезни»).
Индивидуально значимые образы – если при изображении понятий ис-
пользуются значимые для данного человека образы (например, ребенок на
понятие «счастье»).
«Органичность» графики – если в рисунках преобладают незакончен-
ные линии, штриховка в тех случаях, когда предполагаются завершенность
(круг), повторные линии, персевераторные включения.
Грубая органическая графика – если преобладают макрографии, подчер-
кивание, обрамление рисунков, чрезмерная стереотипия рисунков.
Геометрические изображения – если понятия запоминаются с помощью
геометрических фигур.
В норме преобладают конкретные, атрибутивные, стандартные упорядо-
ченные образы.
Нарушения мышления
При исследовании нарушениймышления отдельное внимание было уделено до-
фаминергической активности в мезолимбическом пути мозга. Исследования в этом
направлении были связаны с обнаружением антипсихотического эффекта первых
нейролептиков, важнейшим фармакологическим эффектом которых была блокада
дофаминовых рецепторов. Различные исследования показали, что у многих боль-
ных шизофренией повышен уровень дофамина и серотонина в некоторых отделах
мозга. Эти нейромедиаторы являются частью так называемой «системы поощре-
ния» и вырабатываются в больших количествах во время приятных переживаний
наподобие секса, приёма наркотиков, алкоголя, вкусной еды. Нейробиологические
эксперименты подтверж-
дают, что даже воспо-
минания о позитивном
поощрении или его пред-
вкушение могут увели-
чить уровень дофамина,
который «используется»
мозгом для оценки и мо-
тивации, закрепляя важ-
ные для выживания и про-
должения рода действия
(рис. 3).
Рис.3 Дофаминовая теория