40
Единой, общепринятой классификации нарушений мыслительной деятель-
ности не существует. В патопсихологии выделяются нарушения опера-
ционной стороны, динамики, мотивационного компонента мышления. В
клинической практике принято различать нарушения мышления по таким
формальным признакам, как темп, связность, стройность, целенаправлен-
ность; а также по содержанию.
1.
Количественные нарушения
(по форме). Нарушения ассоциативного
процесса:
– нарушения по темпу;
– нарушения по стройности;
– нарушения по целенаправленности.
2.
Качественные нарушения
(по содержанию). Нарушение содержания
мышления (патология суждений):
– навязчивые идеи;
– сверхценные идеи;
– бредовые идеи (табл.2)
Таблица 2.
Классификация нарушений мышления
Нарушения по темпу (динамиче
ские расстройства):
1. Заторможенность
2. Задержка мыслей
3. Застревание
4. Ускорение
5. Скачка идей
Нарушения по стройности (струк
турные расстройства):
1. Разорванность
2. Бессвязность
3. Инкогеренция
4. Вербигерация
5. Паралогия
Нарушения по целенаправленно
сти (структурные расстройства):
1. Обстоятельность
2. Персеверации
3. Резонерство
4. Символизм
5. Аутистическое мышление
Нарушение содержания мышле
ния (патология суждений)
1. Навязчивые идеи
2. Сверхценные идеи
3. Бредовые идеи.
Нарушения мышления разнообразны и сложны. Основным методом
определения состояния мышления является оценка речевой продукции, а
также адекватности выполнения различных задания, поступков и поведение
человека в определенных ситуациях.
Динамические расстройства мышления
Заторможенность
– брадипсихизм, сопровождается замедлением речи,
ощущением замедления хода мысли. Больной говорит крайне медленно, чаще
односложно, с большими паузами. Страдает глубина, четкость мыслительных