Table of Contents Table of Contents
Previous Page  42 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 42 / 58 Next Page
Page Background

40

Единой, общепринятой классификации нарушений мыслительной деятель-

ности не существует. В патопсихологии выделяются нарушения опера-

ционной стороны, динамики, мотивационного компонента мышления. В

клинической практике принято различать нарушения мышления по таким

формальным признакам, как темп, связность, стройность, целенаправлен-

ность; а также по содержанию.

1.

Количественные нарушения

(по форме). Нарушения ассоциативного

процесса:

– нарушения по темпу;

– нарушения по стройности;

– нарушения по целенаправленности.

2.

Качественные нарушения

(по содержанию). Нарушение содержания

мышления (патология суждений):

– навязчивые идеи;

– сверхценные идеи;

– бредовые идеи (табл.2)

Таблица 2.

Классификация нарушений мышления

Нарушения по темпу (динамиче­

ские расстройства):

1. Заторможенность

2. Задержка мыслей

3. Застревание

4. Ускорение

5. Скачка идей

Нарушения по стройности (струк­

турные расстройства):

1. Разорванность

2. Бессвязность

3. Инкогеренция

4. Вербигерация

5. Паралогия

Нарушения по целенаправленно­

сти (структурные расстройства):

1. Обстоятельность

2. Персеверации

3. Резонерство

4. Символизм

5. Аутистическое мышление

Нарушение содержания мышле­

ния (патология суждений)

1. Навязчивые идеи

2. Сверхценные идеи

3. Бредовые идеи.

Нарушения мышления разнообразны и сложны. Основным методом

определения состояния мышления является оценка речевой продукции, а

также адекватности выполнения различных задания, поступков и поведение

человека в определенных ситуациях.

Динамические расстройства мышления

Заторможенность

– брадипсихизм, сопровождается замедлением речи,

ощущением замедления хода мысли. Больной говорит крайне медленно, чаще

односложно, с большими паузами. Страдает глубина, четкость мыслительных