42
преобладают среди иных психических явлений и критически оцениваются
больным как болезненные. Больные хорошо понимают несвоевременность,
несостоятельность, никчемность появившихся представлений, пережива-
ний. Они предпринимают активные попытки отделаться от них, но полно-
стью избавиться от них не могут.
Клинические критерии навязчивых мыслей:
1. Возникают непроизвольно (вопреки коле человека) при ясном сознании.
2. Носят характер чего-то чуждого, постороннего мышлению больного.
3. Могут быть устранены временно волевым усилием.
4. Тесно связаны с эмоциональной сферой, сопровождаются депрессив-
ными эмоциями, чувством тревоги.
5. Не отражаются на интеллектуальном уровне больного, не приводят к
нарушениям логики мышления, но их наличие сказывается на продуктив-
ности мышления, умственной работоспособности больного.
Принципиальное отличие от бреда
: навязчивая идея всегда остается
изолированной, оценивается как нечто постороннее для личности и не ока-
зывает ведущего влияния на поступки больного.
Виды навязчивых идей:
1. Отвлеченные (безразличные по своему содержанию):
- бесплодное мудрствование (умственная жвачка);
- навязчивый счет;
- навязчивое воспроизведение в памяти (забытых имен, фамилий, терми-
нов, определений, разложение слов на отдельные слоги).
2. Образные (чувственные, с тягостным аффективным содержанием)
- навязчивые воспоминания неприятного, позорного события;
- хульные, кощунственные мысли (контрастные представления) – цинич-
ные представления об уважаемых лицах, боге или святых;
- овладевающие представления (принятие неправдоподобного за дей-
ствительность вопреки сознанию).
Сверхценная идея
– суждения, возникающие в результате реальных об-
стоятельств, но занявшие в дальнейшем несоответствующее их значению
преобладающее положение в сознании с развитием чрезмерного эмоцио-
нального напряжения.
Принципиальное отличие от бреда
: возникают как патологическое пре-
образование естественной реакции на реальные, происходящие в действи-
тельности события; не становятся воззрением; не сопровождаются измене-
нием личности.
Бред
– ложное, искаженное, часто нелепое умозаключение, суждение, ко-
торое имеет характер убежденности, несмотря на противоречие с действи-
тельностью. Не поддается коррекции и переубеждению.