Table of Contents Table of Contents
Previous Page  47 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 47 / 58 Next Page
Page Background

45

3. Краткосрочность и экономичность подхода (в отличие, например, от

психоанализа): от 20 – 30 сеансов.

4. Наличие интегрирующего потенциала, заложенного в теоретических

схемах КТ (и экзистенциально-гуманистическая направленность, и объект-

ные отношения, и поведенческий тренинг и проч.).

КТ в варианте Бека − это структурированное обучение, эксперимент, тре-

нировки в ментальном и поведенческом планах, призванные помочь пациен-

ту овладеть следующими операциями:

1. Обнаруживать свои негативные автоматические мысли.

2. Находить связь между знаниями, аффектами и поведением.

3. Находить факты «за» и «против» автоматических мыслей.

4. Подыскивать более реалистичные интерпретации для них.

5. Научить выявлять и изменять дезорганизующие убеждения, ведущие

к искажению навыков и опыта.

Конкретные методы выявления и корректировки автоматических мыслей:

1. Записывание мыслей. Психолог может попросить клиента самого за-

писать на бумаге, какие мысли у него возникают в голове, когда он пытается

сделать нужное действие (или не делать ненужное действие). Мысли, прихо-

дящие в голову в момент принятия решения, желательно записывать строго

в порядке их очередности (эта очередность важна, поскольку укажет на вес и

важность этих мотивов в принятии решения).

2. Дневник мыслей. Многие специалисты КТ предлагают своим клиен-

там кратко записывать свои мысли в дневник в течение нескольких дней,

чтобы понять, о чём человек чаще всего думает, сколько времени на это тра-

тит и насколько сильные эмоции испытывает от своих мыслей. Например,

американский психолог Матью Маккей рекомендовал своим клиентам раз-

бить страницу в дневнике на три колонки, где указывать кратко саму мысль,

потраченные на неё часы времени и оценку своих эмоций по 100-балльной

шкале в диапазоне между: «очень приятно/интересно» – «безразлично» –

«очень неприятно/угнетающе». Ценность такого дневника ещё и в том, что

иногда даже сам клиент не всегда может точно указать причину своих пере-

живаний, в таком случае дневник помогает и ему самому и его психологу

выяснить, какие мысли влияют на его самочувствие в течение дня.

3. Отдаление. Суть этого этапа состоит в том, что пациент должен стать

в объективную позицию по отношению к собственным мыслям, то есть от-

далиться от них. Отстранение подразумевает 3 компонента:

− осознание автоматичности «плохой» мысли, её самопроизвольности,

понимание того, что данная схема возникла ранее при иных обстоятельствах

или была навязана другими людьми извне;

− осознание того, что «плохая» мысль неадаптивна, то есть вызывает

страдание, страх или разочарование;