45
3. Краткосрочность и экономичность подхода (в отличие, например, от
психоанализа): от 20 – 30 сеансов.
4. Наличие интегрирующего потенциала, заложенного в теоретических
схемах КТ (и экзистенциально-гуманистическая направленность, и объект-
ные отношения, и поведенческий тренинг и проч.).
КТ в варианте Бека − это структурированное обучение, эксперимент, тре-
нировки в ментальном и поведенческом планах, призванные помочь пациен-
ту овладеть следующими операциями:
1. Обнаруживать свои негативные автоматические мысли.
2. Находить связь между знаниями, аффектами и поведением.
3. Находить факты «за» и «против» автоматических мыслей.
4. Подыскивать более реалистичные интерпретации для них.
5. Научить выявлять и изменять дезорганизующие убеждения, ведущие
к искажению навыков и опыта.
Конкретные методы выявления и корректировки автоматических мыслей:
1. Записывание мыслей. Психолог может попросить клиента самого за-
писать на бумаге, какие мысли у него возникают в голове, когда он пытается
сделать нужное действие (или не делать ненужное действие). Мысли, прихо-
дящие в голову в момент принятия решения, желательно записывать строго
в порядке их очередности (эта очередность важна, поскольку укажет на вес и
важность этих мотивов в принятии решения).
2. Дневник мыслей. Многие специалисты КТ предлагают своим клиен-
там кратко записывать свои мысли в дневник в течение нескольких дней,
чтобы понять, о чём человек чаще всего думает, сколько времени на это тра-
тит и насколько сильные эмоции испытывает от своих мыслей. Например,
американский психолог Матью Маккей рекомендовал своим клиентам раз-
бить страницу в дневнике на три колонки, где указывать кратко саму мысль,
потраченные на неё часы времени и оценку своих эмоций по 100-балльной
шкале в диапазоне между: «очень приятно/интересно» – «безразлично» –
«очень неприятно/угнетающе». Ценность такого дневника ещё и в том, что
иногда даже сам клиент не всегда может точно указать причину своих пере-
живаний, в таком случае дневник помогает и ему самому и его психологу
выяснить, какие мысли влияют на его самочувствие в течение дня.
3. Отдаление. Суть этого этапа состоит в том, что пациент должен стать
в объективную позицию по отношению к собственным мыслям, то есть от-
далиться от них. Отстранение подразумевает 3 компонента:
− осознание автоматичности «плохой» мысли, её самопроизвольности,
понимание того, что данная схема возникла ранее при иных обстоятельствах
или была навязана другими людьми извне;
− осознание того, что «плохая» мысль неадаптивна, то есть вызывает
страдание, страх или разочарование;