46
− возникновение сомнения в истинности этой неадаптивной мысли, по-
нимание того, что данная схема не соответствует новым требованиям или
новой ситуации (например, мысль «Быть счастливым – значит быть во всем
первым», сформированная у отличника в школе, может привести к разочаро-
ванию, если ему не удаётся стать первым в университете).
4. Эмпирическая проверка («эксперименты»). Способы:
− найти аргументы «за» и «против» автоматических мыслей. Эти аргу-
менты также желательно записать на бумагу, чтобы пациент мог перечи-
тывать её всякий раз, когда ему вновь приходят в голову эти мысли. Если
человек будет часто это делать, то постепенно мозг запомнит «правильные»
аргументы и удалит из быстрой памяти «неправильные» мотивы и решения;
− взвешивать достоинства и недостатки каждого варианта. Здесь также
необходимо учитывать долговременную перспективу, а не только сиюми-
нутную выгоду (например, в долговременной перспективе проблемы от нар-
котиков многократно превысят временное удовольствие);
− построение эксперимента для проверки суждения;
− разговор со свидетелями прошлых событий. Это особенно актуально
при тех психических расстройствах, где память иногда искажается и под-
меняется фантазиями (например, при шизофрении), или если заблуждение
вызвано неверной интерпретацией мотивов другого человека;
− терапевт обращается к своему опыту, к художественной и академиче-
ской литературе, статистике;
− терапевт уличает: указывает на логические ошибки и противоречия в
суждениях пациента.
5. Методика переоценки. Проверка вероятности действия альтернатив-
ных причин того или иного события.
6. Децентрация. При социофобии пациенты чувствуют себя в центре все-
общего внимания и страдают от этого. Здесь также необходима эмпириче-
ская проверка этих автоматических мыслей.
7. Декатастрофикация. При тревожных расстройствах. Терапевт: «Да-
вайте посмотрим, что было бы, если бы…», «Как долго вы будете испыты-
вать подобные негативные ощущения?», «Что будет потом? Вы умрете? Мир
разрушится? Это испортит вашу карьеру? Ваши близкие откажутся от вас?»
и т. п. Пациент понимает, что всё имеет временные рамки, и автоматическая
мысль «этот ужас никогда не кончится» исчезает.
8. Целенаправленное повторение. Проигрывание желаемого поведения,
многократное опробование различных позитивных инструкций на практи-
ке, что ведет к усилению самоэффективности. Иногда пациент вполне согла-
сен с правильными аргументами во время психотерапии, но быстро забы-
вает их после сеанса и вновь возвращается к предыдущим «неправильным»