Table of Contents Table of Contents
Previous Page  48 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 48 / 58 Next Page
Page Background

46

− возникновение сомнения в истинности этой неадаптивной мысли, по-

нимание того, что данная схема не соответствует новым требованиям или

новой ситуации (например, мысль «Быть счастливым – значит быть во всем

первым», сформированная у отличника в школе, может привести к разочаро-

ванию, если ему не удаётся стать первым в университете).

4. Эмпирическая проверка («эксперименты»). Способы:

− найти аргументы «за» и «против» автоматических мыслей. Эти аргу-

менты также желательно записать на бумагу, чтобы пациент мог перечи-

тывать её всякий раз, когда ему вновь приходят в голову эти мысли. Если

человек будет часто это делать, то постепенно мозг запомнит «правильные»

аргументы и удалит из быстрой памяти «неправильные» мотивы и решения;

− взвешивать достоинства и недостатки каждого варианта. Здесь также

необходимо учитывать долговременную перспективу, а не только сиюми-

нутную выгоду (например, в долговременной перспективе проблемы от нар-

котиков многократно превысят временное удовольствие);

− построение эксперимента для проверки суждения;

− разговор со свидетелями прошлых событий. Это особенно актуально

при тех психических расстройствах, где память иногда искажается и под-

меняется фантазиями (например, при шизофрении), или если заблуждение

вызвано неверной интерпретацией мотивов другого человека;

− терапевт обращается к своему опыту, к художественной и академиче-

ской литературе, статистике;

− терапевт уличает: указывает на логические ошибки и противоречия в

суждениях пациента.

5. Методика переоценки. Проверка вероятности действия альтернатив-

ных причин того или иного события.

6. Децентрация. При социофобии пациенты чувствуют себя в центре все-

общего внимания и страдают от этого. Здесь также необходима эмпириче-

ская проверка этих автоматических мыслей.

7. Декатастрофикация. При тревожных расстройствах. Терапевт: «Да-

вайте посмотрим, что было бы, если бы…», «Как долго вы будете испыты-

вать подобные негативные ощущения?», «Что будет потом? Вы умрете? Мир

разрушится? Это испортит вашу карьеру? Ваши близкие откажутся от вас?»

и т. п. Пациент понимает, что всё имеет временные рамки, и автоматическая

мысль «этот ужас никогда не кончится» исчезает.

8. Целенаправленное повторение. Проигрывание желаемого поведения,

многократное опробование различных позитивных инструкций на практи-

ке, что ведет к усилению самоэффективности. Иногда пациент вполне согла-

сен с правильными аргументами во время психотерапии, но быстро забы-

вает их после сеанса и вновь возвращается к предыдущим «неправильным»