3
От автора
Впервые пособие имеет утилитарную междисциплинарную цель, сводя вое-
дино информацию о структуре, функциях и нарушениях мышления из психоло-
гического (патопсихологического, нейропсихологического), морфологического
(анатомия, гистология), теоретического (физиология, биофизика) и клиническо-
го (клиническая психология, психиатрия, неврология) научного знания.
Данное пособие необходимо для формирования:
– навыков овладения операциями клинического мышления, системного
подхода;
– умений сведения отдельных дисциплинарных морфологических, функ-
циональных, клинических блоков информации о структуре, норме и пато-
логии психосоматических органных систем в единую биопсихосоциальную
картину здоровья и болезни человека;
– умений «навигации» в огромном объеме медицинской и общегумани-
тарной информации, выделение основных категорий и дефиниций, и уста-
новление взаимосвязей между ними.
Благодаря этому пособие приобретает большое значение в полноценном
формировании у студентов таких общекультурных и профессиональных
компетенций, как способность и готовность анализировать социально-зна-
чимые проблемы и процессы, использование на практике методов гумани-
тарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук
в различных видах профессиональной и социальной деятельности; способ-
ность и готовность к формированию системного подхода к анализу меди-
цинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказатель-
ной медицины.
Учебное пособие восполняет отсутствие унифицированных новых источ-
ников информации, необходимых в процессе самостоятельной работы под-
готовки студентов.
Понятие о мышлении
«
Cogito, ergo sum
»
Р. Декарт
Ощущение и восприятие дают нам знание единичного – отдельных пред-
метов и явлений реального мира. Но такая информация не может рассма-
триваться как достаточная. Для того чтобы человек мог жить и нормально
трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений,
событий или своих действий. Знание единичного не является достаточным
основанием для предвидения. Для того чтобы предвидеть, надо обобщать
единичные предметы и факты и исходя из этих обобщений делать вывод от-
носительно других единичных предметов и фактов такого же рода.