48
решить, стоит ли бороться дальше или будет разумнее вообще отказаться от до-
стижения этой цели, отбросить неисполнимое желание, отложить, уменьшить
запросы, поставить перед собой для начала более реалистические задачи, по-
пытаться более комфортно устроиться с тем, что есть, или найти что-то заме-
щающее. Это актуально в тех случаях, когда цена отказа от решения проблемы
ниже, чем страдания от самой проблемы. Однако в других случаях, возможно,
будет лучше напрячься и решить проблему, особенно если откладывание реше-
ния только усугубляет ситуацию и доставляет человеку всё больше страданий.
13.Откладывание. Если клиент не в состоянии отказаться от своих несбы-
точных целей и желаний, но мысли о них бесполезно расходуют его время
и доставляют ему проблемы, то можно предложить клиенту отложить эти
цели и мысли о них на длительный срок до наступления какого-либо со-
бытия, которое сделает его несбыточную сегодня мечту более достижимой.
Например, если клиент имеет какую-то псевдо-изобретательскую идею, но
не может её реализовать сегодня и ни за что не хочет от неё отказаться, а
только бесполезно тратит время и силы, то можно попробовать предложить
ему хотя бы отложить осуществление и обдумывание этой идеи до пенсион-
ного возраста, когда у него будет больше свободного времени и денег. Это
«откладывание» может потом значительно смягчить удар от осознания не-
реальности его псевдо-изобретения.
14.План действий на будущее. Клиент и терапевт совместно разрабаты-
вают для клиента реалистический «план действий» на будущее с конкрет-
ными условиями, действиями и сроками выполнения, записывают этот план
на бумагу. Например, если случится катастрофическое событие, то клиент
будет выполнять некоторую последовательность действий в обозначенное
для этого время, а до того, как данное событие случится, клиент не будет
терзать себя понапрасну переживаниями.
15.Выявление альтернативных причин поведения. Если все «правиль-
ные» аргументы изложены и клиент с ними согласен, но продолжает думать
или действовать явно нелогичным образом, то следует поискать альтерна-
тивные причины такого поведения, о которых сам клиент не подозревает
или предпочитает умалчивать. Например, при навязчивых мыслях сам про-
цесс обдумывания часто приносит человеку большое удовлетворение и об-
легчение, поскольку позволяет хотя бы мысленно вообразить себя «героем»
или «спасителем», разрешить в фантазиях все проблемы, наказать в мечтах
врагов, исправить в придуманном мире свои ошибки и т.д. Поэтому человек
снова и снова прокручивает такие мысли уже не ради реального решения,
а ради самого процесса обдумывания и удовлетворения, постепенно этот
процесс затягивает человека всё глубже, как своего рода наркотик, хоть
человек и понимает нереальность и нелогичность такого мышления.