Table of Contents Table of Contents
Previous Page  51 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 51 / 58 Next Page
Page Background

49

16.Психические заболевания. В особо тяжёлых случаях иррациональное

и нелогичное поведение может быть признаком серьёзного невыявленно-

го психического заболевания (например, обсессивно-компульсивного рас-

стройства или шизофрении), тогда одной психотерапии может быть недо-

статочно, и требуется вмешательство психиатра.

Вопросы для самоконтроля

1. Мышление как предмет психологического исследования. Сравните

возможности методов интроспекции, метода рассуждения вслух и объектив-

ных методов для исследования мышления.

2. Выделение видов мышления по различным основаниям.

3. Отличие мышления от предшествующих форм познания действительности.

4. Вклад различных теорий мышления в современное понимание мышления

(О.Зельц,

Н.Ах,

Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, М.Вертгеймер, В.Келер, К.Дункер и др.).

5. Исследования процесса мышления и закономерностей анализа, синтеза и

обобщения в школе С.Л.Рубинштейна (А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин и др.).

6. Какие компоненты мышления могут быть формализованы, а какие – нет?

7. Исследования творческого мышления (Я.А.Пономарев).

8. Способы активизации и развития творческого мышления.

9. Индивидуальные особенности и типы мышления.

10.Особенности детского мышления (Ж.Пиаже), примеры эгоцентризма

детского мышления.

11.Культурно-исторический подход к развитию мышления человека.

12. Развитие понятийного мышления в онтогенезе. Исследования форми-

рования искусственных понятий (Л.С.Выготский).

13.Методы исследования мышления. Способы развития мышления в про-

цессе обучения (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов и др.).

Заключение

Предметом психологии мышление стало относительно недавно, то есть

в период, когда психология уже начала формироваться как самостоятель-

ная область знания и первые систематические представления о психологии

мышления, о психологических вопросах мышления, составляли содержание

так называемой «ассоциативной психологии» прошлого столетия. Она сто-

яла на общеизвестных, очень простых позициях, которые сводились к тому,

что главные законы, управляющие движением представлений, понятий в го-

лове человека, — это законы связей, то есть законы ассоциаций. При этом

описывались различные виды ассоциаций: ассоциации по одновременности,

по сходству, по контрасту. И проводились некоторые специальные эмпири-

ческие наблюдения, которые позволяли вводить такие понятия, как понятие