49
16.Психические заболевания. В особо тяжёлых случаях иррациональное
и нелогичное поведение может быть признаком серьёзного невыявленно-
го психического заболевания (например, обсессивно-компульсивного рас-
стройства или шизофрении), тогда одной психотерапии может быть недо-
статочно, и требуется вмешательство психиатра.
Вопросы для самоконтроля
1. Мышление как предмет психологического исследования. Сравните
возможности методов интроспекции, метода рассуждения вслух и объектив-
ных методов для исследования мышления.
2. Выделение видов мышления по различным основаниям.
3. Отличие мышления от предшествующих форм познания действительности.
4. Вклад различных теорий мышления в современное понимание мышления
(О.Зельц,
Н.Ах,Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, М.Вертгеймер, В.Келер, К.Дункер и др.).
5. Исследования процесса мышления и закономерностей анализа, синтеза и
обобщения в школе С.Л.Рубинштейна (А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин и др.).
6. Какие компоненты мышления могут быть формализованы, а какие – нет?
7. Исследования творческого мышления (Я.А.Пономарев).
8. Способы активизации и развития творческого мышления.
9. Индивидуальные особенности и типы мышления.
10.Особенности детского мышления (Ж.Пиаже), примеры эгоцентризма
детского мышления.
11.Культурно-исторический подход к развитию мышления человека.
12. Развитие понятийного мышления в онтогенезе. Исследования форми-
рования искусственных понятий (Л.С.Выготский).
13.Методы исследования мышления. Способы развития мышления в про-
цессе обучения (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов и др.).
Заключение
Предметом психологии мышление стало относительно недавно, то есть
в период, когда психология уже начала формироваться как самостоятель-
ная область знания и первые систематические представления о психологии
мышления, о психологических вопросах мышления, составляли содержание
так называемой «ассоциативной психологии» прошлого столетия. Она сто-
яла на общеизвестных, очень простых позициях, которые сводились к тому,
что главные законы, управляющие движением представлений, понятий в го-
лове человека, — это законы связей, то есть законы ассоциаций. При этом
описывались различные виды ассоциаций: ассоциации по одновременности,
по сходству, по контрасту. И проводились некоторые специальные эмпири-
ческие наблюдения, которые позволяли вводить такие понятия, как понятие