Table of Contents Table of Contents
Previous Page  52 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 52 / 58 Next Page
Page Background

50

«персеверации», то есть как бы распространения эффекта ассоциаций на по-

следующее течение процессов. Или такие понятия, которые современным

языком можно было бы назвать «предвосхищением, «установкой», говори-

ли: «антиципации». Именно такой термин и подобные ему применялись в

«ассоциативной психологии».

При этом было характерно, что сам мыслительный процесс всегда представ-

лялся в качестве процесса внутреннего, разыгрывающегося в поле сознания, во

внутреннем поле. Он может быть найден или описан через высказывания, то

есть решение, скажем, ассоциативной задачи (такое представление или понятие

вызывает по ассоциации какое-то другое), или через прямое изучение уже не са-

мого процесса, а его продукта. То есть, подвергались анализу те или другие про-

дукты внутреннего мыслительного процесса, процесса мышления. Вы видите,

таким образом, что первоначально в психологии проблема мышления возникла

как проблема мышления внутреннего. Его можно также назвать «словесным».

Или же «словесно-логическим», то есть формой «дискурсивного мышления»,

по-русски – рассуждающего мышления, внутреннего логического процесса.

Тестовые задания

1. Бред – это:

А) болезненное преувеличение реальных событий

Б) всегда нелепое, странное толкование событий

В) идеи, содержанием своим всегда вытекающие из галлюцинаторных

или иллюзорных переживаний

Г) обман восприятия

Д) убежденность в чем-то, не имеющая под собой логической предпосылки

2. Клиническое существо истинной навязчивости состоит в том, что:

A) возникает, “находит” сама по себе, против воли пациента

Б) ощущается, понимается пациентом как чуждое ему - в том смысле, что

это “чужое, не мое”, возникающее как бы не во мне желание, мысль, страх и

т.д.; всегда нелепа по своему содержанию

B) содержанием своим она чужда мироощущениям пациента

Г) к своей навязчивости у пациента всегда отчетливое критическое отношение

Д) все перечисленное

3. Клиническое существо сверхценной идеи состоит в

A) том, что это есть не подтверждающаяся жизнью убежденность в чем-то

Б) том, что это именно сомнение по поводу какой-то возможной личной

неприятности

B) паранояльной структуре идеи

Г) прямолинейно-авторитарной психологически понятной переоценке

какого-то реального факта с убежденностью в своей правоте

Д) сверхценно преувеличенном отношении страдающего сверхценны-

ми идеями к способностям и достоинствам других людей