Table of Contents Table of Contents
Previous Page  6 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 58 Next Page
Page Background

4

Этот многоступенчатый переход – от единичного к общему и от обще-

го опять к единичному – осуществляется благодаря особому психическому

процессу – мышлению.

Мышление

– высшая форма познавательной деятельности человека,

отображение существенных связей между предметами и явлениями окру-

жающего мира. Мыслительное отображение специфично в силу его обоб-

щенности и опосредованности, что позволяет мышлению выйти за рамки

непосредственно данного.

В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем

в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях

внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств:

в красках, формах, движении предметов и т.д. Когда же человек мыслит о

каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти

внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и от-

ношения.

Сущность любого объективного явления может быть познана лишь тог-

да, когда это явление будет рассматриваться в органической связи с другими.

В процессе восприятия пациента врач, отражая в своем сознании внешность,

органолептические свойства, темп и динамику речи и мышления, особен-

ности моторики, а также – особенности темперамента, характера и личности

именно данного, отдельного, конкретного больного, может воспринимать его

изолированно от других внешних явлений, любоваться его гармоничностью,

нестандартностью, интеллектом. Иначе протекает процесс мышления. Стре-

мясь понять основные законы существования данного биопсихосоциально-

го системно организованного индивидуального человека, проникнуть в его

сущность, врач обязательно должен отразить в своем уме также и отношения

этого предмета с другими предметами, явлениями и людьми (субъектами).

Нельзя понять и познать сущность здорового или болезненного состояния

пациента, если не выяснить, какое значение для него имеют:

1. Физические факторы существования − питание, состав воды и воздуха,

внешние излучения, освещенность.

2. Индивидуальные особенности:

− образ жизни и поведения;

− субъективные особенности мышления (картины «Я» и «Мира», «здо-

ровья» и «болезни»);

− стили эмоционального реагирования и личностные оценки (праксиче-

ская, интеллектуальная, морально-нравственная и эстетическая).

3. Социальное влияние:

− культурно-историческое (семейное – мифы и стандарты поведения,

роли и отношения в родительской семье при формировании личности);