4
Этот многоступенчатый переход – от единичного к общему и от обще-
го опять к единичному – осуществляется благодаря особому психическому
процессу – мышлению.
Мышление
– высшая форма познавательной деятельности человека,
отображение существенных связей между предметами и явлениями окру-
жающего мира. Мыслительное отображение специфично в силу его обоб-
щенности и опосредованности, что позволяет мышлению выйти за рамки
непосредственно данного.
В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем
в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях
внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств:
в красках, формах, движении предметов и т.д. Когда же человек мыслит о
каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти
внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и от-
ношения.
Сущность любого объективного явления может быть познана лишь тог-
да, когда это явление будет рассматриваться в органической связи с другими.
В процессе восприятия пациента врач, отражая в своем сознании внешность,
органолептические свойства, темп и динамику речи и мышления, особен-
ности моторики, а также – особенности темперамента, характера и личности
именно данного, отдельного, конкретного больного, может воспринимать его
изолированно от других внешних явлений, любоваться его гармоничностью,
нестандартностью, интеллектом. Иначе протекает процесс мышления. Стре-
мясь понять основные законы существования данного биопсихосоциально-
го системно организованного индивидуального человека, проникнуть в его
сущность, врач обязательно должен отразить в своем уме также и отношения
этого предмета с другими предметами, явлениями и людьми (субъектами).
Нельзя понять и познать сущность здорового или болезненного состояния
пациента, если не выяснить, какое значение для него имеют:
1. Физические факторы существования − питание, состав воды и воздуха,
внешние излучения, освещенность.
2. Индивидуальные особенности:
− образ жизни и поведения;
− субъективные особенности мышления (картины «Я» и «Мира», «здо-
ровья» и «болезни»);
− стили эмоционального реагирования и личностные оценки (праксиче-
ская, интеллектуальная, морально-нравственная и эстетическая).
3. Социальное влияние:
− культурно-историческое (семейное – мифы и стандарты поведения,
роли и отношения в родительской семье при формировании личности);