Table of Contents Table of Contents
Previous Page  7 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 7 / 58 Next Page
Page Background

5

− и насущное (отношения в сферах семейной, производственной, меж-

личностного общения, уровни достижений–неудач).

Только отражение этих связей и отношений позволяет врачу понять

функцию влияния внешних и внутренних, объективных и субъективных

факторов на этиологию и патогенез биопсихосоциального болезненного со-

стояния пациента, ту роль, которую они играют в клинике и динамике бо-

лезни; объективно оценить степень тяжести органических и функциональ-

ных нарушений – и определить «терапевтические мишени» и пошаговый

алгоритм лечебных воздействий и мероприятий.

Сам пациент отражается в процессе мышления иначе, чем в восприятии:

в мышлении мы не только выделяем отдельные части тела, нейроэндокрин-

ной системы, индивидуально–типологические особенности (это возможно и

в восприятии) больного, но стараемся понять, в каких соотношениях (

неза-

висимых

(закономерных, случайных, коморбидных) /

зависимых

(сцеплен-

ных, доминантных, детерминантных)) эти части находятся друг с другом.

Мышление позволяет проникнуть в сущность явлений только одним путем

– через отражение тех связей и отношений, которые имеются у данного яв-

ления с другими явлениями.

Это отражение связей и отношений не может осуществиться, если мы не

отрешимся от конкретных особенностей предмета и не станем мыслить о

нем в самом общем виде. В процессе мышления конкретный образ единич-

ного предмета, признака (форма ожирения, желтушность кожных покровов,

натужный свистящий выдох данного больного) отходит на задний план. Мы

мыслим теперь уже о морфофункциональном психосоциальном состоянии

человека вообще, которое может быть и здоровым, и больным – во всей сте-

реотипности и вариабельности, уникальности и многообразии.

Теории мышления

«Человек, не имеющий дальних замыслов,

без сомнения, подвергнется близкой скорби».

Конфуций

Вопрос о том, что такое мышление и какую роль оно играет в познании

и деятельности человека, интересовало человечество издавна. Так, ещё в ан-

тичности возникло разграничение деятельности органов чувств и деятельно-

сти мышления (Гераклит Ефесский – V век до н.э.; Парменид – V век до н.э.;

Платон – IV век до н.э.).

Ассоцианистская теория.

Первые представления об универсальных за-

кономерностях психической жизни связывались с образованием связей (ас-

социаций). Так, в XVII веке считалось, что связь, цепочка представлений об-

разует мнение, и развитие мышления воображалось как процесс накопления