5
− и насущное (отношения в сферах семейной, производственной, меж-
личностного общения, уровни достижений–неудач).
Только отражение этих связей и отношений позволяет врачу понять
функцию влияния внешних и внутренних, объективных и субъективных
факторов на этиологию и патогенез биопсихосоциального болезненного со-
стояния пациента, ту роль, которую они играют в клинике и динамике бо-
лезни; объективно оценить степень тяжести органических и функциональ-
ных нарушений – и определить «терапевтические мишени» и пошаговый
алгоритм лечебных воздействий и мероприятий.
Сам пациент отражается в процессе мышления иначе, чем в восприятии:
в мышлении мы не только выделяем отдельные части тела, нейроэндокрин-
ной системы, индивидуально–типологические особенности (это возможно и
в восприятии) больного, но стараемся понять, в каких соотношениях (
неза-
висимых
(закономерных, случайных, коморбидных) /
зависимых
(сцеплен-
ных, доминантных, детерминантных)) эти части находятся друг с другом.
Мышление позволяет проникнуть в сущность явлений только одним путем
– через отражение тех связей и отношений, которые имеются у данного яв-
ления с другими явлениями.
Это отражение связей и отношений не может осуществиться, если мы не
отрешимся от конкретных особенностей предмета и не станем мыслить о
нем в самом общем виде. В процессе мышления конкретный образ единич-
ного предмета, признака (форма ожирения, желтушность кожных покровов,
натужный свистящий выдох данного больного) отходит на задний план. Мы
мыслим теперь уже о морфофункциональном психосоциальном состоянии
человека вообще, которое может быть и здоровым, и больным – во всей сте-
реотипности и вариабельности, уникальности и многообразии.
Теории мышления
«Человек, не имеющий дальних замыслов,
без сомнения, подвергнется близкой скорби».
Конфуций
Вопрос о том, что такое мышление и какую роль оно играет в познании
и деятельности человека, интересовало человечество издавна. Так, ещё в ан-
тичности возникло разграничение деятельности органов чувств и деятельно-
сти мышления (Гераклит Ефесский – V век до н.э.; Парменид – V век до н.э.;
Платон – IV век до н.э.).
Ассоцианистская теория.
Первые представления об универсальных за-
кономерностях психической жизни связывались с образованием связей (ас-
социаций). Так, в XVII веке считалось, что связь, цепочка представлений об-
разует мнение, и развитие мышления воображалось как процесс накопления