Table of Contents Table of Contents
Previous Page  8 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 58 Next Page
Page Background

6

ассоциаций. Психология мышления в то время ещё не выделялась в отдель-

ный раздел, и на данном этапе развития науки мышление не рассматрива-

лось как особая форма деятельности субъекта. А потому за основу любого

умственного процесса принимали цепочку образов – представлений, кото-

рые возникали самопроизвольно. Ассоцианистский подход к мышлению со-

существовал с формально-логичным (Т. Циген, 1862 − 1950).

Мышление часто сопоставлялось с логикой, выделялось понятийно-те-

оретическое мышление, которое часто неправомерно называли логичным.

К интеллектуальным способностям в то время относили "мировоззрение",

логические рассуждения и рефлексию (самопознание).

Подход к объяснению мышления как ассоциации представлений набирал

силу в XVIII-XIX веках. Л. С. Выготский (20-30-е годы XX века), основатель

культурно-исторического подхода, неоднозначно относился к этому направ-

лению в психологии. Он отрицал ассоцианистские трактовки понятий – про-

стых и сложных, но более простые формы обобщения связывал с ассоциация-

ми. Этот подход в объяснении мышления развивалЮ. Ф. Самарин (1819–1876);

роли ассоциаций в механизмах мышления подчёркивал А. Ф. Есаулов.

Вюрцбургская школа.

В отличие от ассоцианизма представители Вюрц-

бурзкой школы (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбах и др.) рассматривали мыш-

ление как внутреннее действие (акт). Начался поиск объективных методов

исследования. Например, Н. Ах (1871−1946) разработал первую эксперимен-

тальную методику создания искусственных понятий. Механизмом развития

мысли считали процесс выявления отношений между мнениями. Задачи

рассматривались как детерминанта мышления – работы психического "Я".

В контексте мышления как процесса решения задач различали мышление и

умственную деятельность, понятие установки было использовано для объ-

яснения состояния принятия задачи. Это состояние сознания является диф-

фузным, но влияет на отбор и динамику содержания мышления.

Вюрцбургская школа выделила мышление в самостоятельнуюдеятельность,

но оторвала его от практической деятельности, языка и чувственных образов.

Мышление рассматривалось сторонниками Вюрцбургской школы как

функционирование интеллектуальных операций. О. Зельц (1881−1943) раз-

вил эти идеи, понимая мышление как процесс выполнения интеллектуаль-

ных операций, определяемых структурой общей задачи и антиципацией

(предвидением) результатов этих операций.

Последователем О. Зельца был голландский психолог А. де Гроот

(1914−2006). Он поставил себе целью описать мыслительный процесс, ле-

жащий в основе игры в шахматы, выделил в нем четыре последовательных

стадий: ориентирование; обследование (шахматист делает предварительную

прикидку); исследование; доведение.