6
ассоциаций. Психология мышления в то время ещё не выделялась в отдель-
ный раздел, и на данном этапе развития науки мышление не рассматрива-
лось как особая форма деятельности субъекта. А потому за основу любого
умственного процесса принимали цепочку образов – представлений, кото-
рые возникали самопроизвольно. Ассоцианистский подход к мышлению со-
существовал с формально-логичным (Т. Циген, 1862 − 1950).
Мышление часто сопоставлялось с логикой, выделялось понятийно-те-
оретическое мышление, которое часто неправомерно называли логичным.
К интеллектуальным способностям в то время относили "мировоззрение",
логические рассуждения и рефлексию (самопознание).
Подход к объяснению мышления как ассоциации представлений набирал
силу в XVIII-XIX веках. Л. С. Выготский (20-30-е годы XX века), основатель
культурно-исторического подхода, неоднозначно относился к этому направ-
лению в психологии. Он отрицал ассоцианистские трактовки понятий – про-
стых и сложных, но более простые формы обобщения связывал с ассоциация-
ми. Этот подход в объяснении мышления развивалЮ. Ф. Самарин (1819–1876);
роли ассоциаций в механизмах мышления подчёркивал А. Ф. Есаулов.
Вюрцбургская школа.
В отличие от ассоцианизма представители Вюрц-
бурзкой школы (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбах и др.) рассматривали мыш-
ление как внутреннее действие (акт). Начался поиск объективных методов
исследования. Например, Н. Ах (1871−1946) разработал первую эксперимен-
тальную методику создания искусственных понятий. Механизмом развития
мысли считали процесс выявления отношений между мнениями. Задачи
рассматривались как детерминанта мышления – работы психического "Я".
В контексте мышления как процесса решения задач различали мышление и
умственную деятельность, понятие установки было использовано для объ-
яснения состояния принятия задачи. Это состояние сознания является диф-
фузным, но влияет на отбор и динамику содержания мышления.
Вюрцбургская школа выделила мышление в самостоятельнуюдеятельность,
но оторвала его от практической деятельности, языка и чувственных образов.
Мышление рассматривалось сторонниками Вюрцбургской школы как
функционирование интеллектуальных операций. О. Зельц (1881−1943) раз-
вил эти идеи, понимая мышление как процесс выполнения интеллектуаль-
ных операций, определяемых структурой общей задачи и антиципацией
(предвидением) результатов этих операций.
Последователем О. Зельца был голландский психолог А. де Гроот
(1914−2006). Он поставил себе целью описать мыслительный процесс, ле-
жащий в основе игры в шахматы, выделил в нем четыре последовательных
стадий: ориентирование; обследование (шахматист делает предварительную
прикидку); исследование; доведение.