В современной психологии это направление развивали русские ученые
С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, Л. В. Гурова, украинские психологи
А. В. Скрипченко, Т. В. Косма, Т. К. Чмут, О. Г. Балл и др. Особенно плодот-
ворными были поиски А. В. Скрипченко (1921) и его учеников. Они изучали
возрастную динамику мышления в системе других познавательных процес-
сов, операции в их взаимосвязи, от простых, которые не подлежат делению,
до сложных.
Гештальт психология.
Представители этого направления (М. Верт-
геймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Дункер) предложили новый подход к ис-
следованию структуры и динамики процесса мышления, рассматривая его
как акт переструктурирования ситуаций. Первичным содержанием любого
психического процесса они считали целостные образования–конфигурации,
формы, или "гештальт". Мышление рассматривалось как внезапное, не под-
готовленное аналитической деятельностью, направленной на выделение су-
щественных признаков проблемной ситуации.
Как отмечали М. Вертгеймер (1880−1943), К. Дункер (1903−1940), реше-
ние задачи заключается в том, что отдельные элементы проблемной ситуа-
ции начинают восприниматься в новом гештальт, в новых отношениях; т.е.
проблемная ситуация переструктурируется, ее элементы выявляют новые
признаки и отношения. Сам процесс решения задачи направлен на откры-
тие нового свойства объекта, существующего в определённой системе отно-
шений с другими элементами задачи. Решение задачи наступает как новый
гештальт, как целостное образование, которое представляет собой опреде-
лённый шаг в этом процессе.
Бихевиоризм.
Его основатель Дж. Уотсон (1878−1958) расширенно трак-
товал мышление, сопоставлял его с внутренним вещанием или со средства-
ми невербальной коммуникации. Дж. Уотсон отличал три формы мышления:
1. Простое развертывание языковых навыков;
2. Решение задач не новых, но таких, которые редко встречаются;
3. Решения сложных задач, требующих словесного выражения соображе-
ния перед выполнением определенных действий.
Бихевиоризм как психологическое течение имеет несколько направлений.
Согласно одной из них (Дж. Уотсон) основной единицей анализа поведения
является связь стимула с реакцией (
S-R
). Представители второго направления
рассматривают поведение как целенаправленный процесс, включающий в
себя ориентировочную познавательную активность как опосредованное звено.
В рамках первого направления (С. Газри, К. Халл (1884-1952), Б. Скиннер
(1904-1990)) проблематика мышления не получила своего развития. Второе
направление (Э. Толмен (1886−1959)) является продуктом взаимодействия
бихевиоризма с гештальтпсихологией и представляет собой когнитивную