Table of Contents Table of Contents
Previous Page  9 / 58 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 58 Next Page
Page Background

В современной психологии это направление развивали русские ученые

С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, Л. В. Гурова, украинские психологи

А. В. Скрипченко, Т. В. Косма, Т. К. Чмут, О. Г. Балл и др. Особенно плодот-

ворными были поиски А. В. Скрипченко (1921) и его учеников. Они изучали

возрастную динамику мышления в системе других познавательных процес-

сов, операции в их взаимосвязи, от простых, которые не подлежат делению,

до сложных.

Гештальт психология.

Представители этого направления (М. Верт-

геймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Дункер) предложили новый подход к ис-

следованию структуры и динамики процесса мышления, рассматривая его

как акт переструктурирования ситуаций. Первичным содержанием любого

психического процесса они считали целостные образования–конфигурации,

формы, или "гештальт". Мышление рассматривалось как внезапное, не под-

готовленное аналитической деятельностью, направленной на выделение су-

щественных признаков проблемной ситуации.

Как отмечали М. Вертгеймер (1880−1943), К. Дункер (1903−1940), реше-

ние задачи заключается в том, что отдельные элементы проблемной ситуа-

ции начинают восприниматься в новом гештальт, в новых отношениях; т.е.

проблемная ситуация переструктурируется, ее элементы выявляют новые

признаки и отношения. Сам процесс решения задачи направлен на откры-

тие нового свойства объекта, существующего в определённой системе отно-

шений с другими элементами задачи. Решение задачи наступает как новый

гештальт, как целостное образование, которое представляет собой опреде-

лённый шаг в этом процессе.

Бихевиоризм.

Его основатель Дж. Уотсон (1878−1958) расширенно трак-

товал мышление, сопоставлял его с внутренним вещанием или со средства-

ми невербальной коммуникации. Дж. Уотсон отличал три формы мышления:

1. Простое развертывание языковых навыков;

2. Решение задач не новых, но таких, которые редко встречаются;

3. Решения сложных задач, требующих словесного выражения соображе-

ния перед выполнением определенных действий.

Бихевиоризм как психологическое течение имеет несколько направлений.

Согласно одной из них (Дж. Уотсон) основной единицей анализа поведения

является связь стимула с реакцией (

S-R

). Представители второго направления

рассматривают поведение как целенаправленный процесс, включающий в

себя ориентировочную познавательную активность как опосредованное звено.

В рамках первого направления (С. Газри, К. Халл (1884-1952), Б. Скиннер

(1904-1990)) проблематика мышления не получила своего развития. Второе

направление (Э. Толмен (1886−1959)) является продуктом взаимодействия

бихевиоризма с гештальтпсихологией и представляет собой когнитивную