Table of Contents Table of Contents
Previous Page  10 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 62 Next Page
Page Background

8

Эмпиризм Декарта обнаруживается в:

− физиологических исследованиях,

−механистической картинефизическогомира и человеческого действия,

− преобладании математического подхода в теории метода.

«Понимание – выше ощущений, а разум есть истина в науке», – за-

явил мыслитель.

В основание естественной науки Декарт положил принцип абсо-

лютной определенности в виде 3 постулатов, в отличие от чувствен-

ных впечатлений и вероятности Бекона:

1.

Метод сомнения:

отвергать как ошибочное то, в чем можно ус-

мотреть хоть малейшее сомнение, - чтобы увидеть потом, осталось

ли что-то, не подлежащее сомнению. Декартовский метод сомнения,

неявно заимствованный у античных философов-скептиков Пиррона и

Секста Эмпирика. В современной психологии метод трансформиро-

вался в скептицизм в виде выдвижения нулевой и альтернативной ги-

потез и возвращения к исходным посылкам с их подтверждением или

опровержением на основе эмпирических данных,

2.

Метод математизма:

принять определенно можно лишь ту

идею, которая является:

– ясной;

– отличается от других идей;

– не содержит противоречий.

Принцип Декартовского математизма далее будет развит в логиче-

ском (эмпирическом) позитивизме и амальгамирован медициной и эм-

пирической психологией.

3.

Метод субъективизма:

любое знание должно быть определен-

ным и не подлежать сомнению.

Сомнению не подлежит только Человеческое «Я» и мышление, а

все остальное - физический мир - окрашено знаком сомнения: «

Je

pense, donc je suis

». Нет сомнения в «Я» - следовательно, существует

совершенный Бог. Так как совершенное бытие не может быть ложным,

следовательно, телесность человека должна быть истинной. Достиже-

ние определенных знаний о физическом мире гарантируется совер-

шенством Бога, а способность к ясным и различимым идеям – боже-

ственный подарок.

Тем не менее, в 1663 году Римская церковь включает труды Декар-

та в список запрещенных книг, а Оксфорд запрещает преподавателям

изложение его учения. Только Кронингенский и Утрехтский универ-

ситеты встречают с пониманием и поддержкой картезианство в либе-

ральной Голландии.