9
Попытка картезианцев заложить метафизическую основу для по-
нятий бога и человеческого сознания привела к пониманию дуализма
между богом-творцом и механистическим миром:
− физическая субстанция (res extensa) является развернутой,
− она имеет длину, ширину, глубину и поддается измерению, срав-
нению и делению,
− думающая субстанция (res cogitans) – мысли, желания, воля: свер-
нутая и нераздельная,
− «Я» - субстанция, которая порождает Бога и от нее начинается
дедуктивное рассуждение,
− каждая субстанция – материя и сознание – подчиняется собствен-
ным законам, поэтому:
• сознание (mind) полностью автономно,
• отделено от физического мира.
Предложение Декарта разделить существовавшую триаду природа-
человек-бог на диады, подвластные разному методологическому из-
учению природа-человек и человек-бог произвело революцию в науке
и породило массу вопросов:
Как предметы, существующие во времени и пространстве могут
быть представлены человеческому сознанию, которое не облада-
ет оными признаками? Без идеи Бога ответить на этот вопрос было
сложно…
Можно ли знать о физическом мире независимо от сознания? Пока
невозможно…
Несколько столетий спустя, в первой четверти XX века, ученые
вновь вынуждены будут вернуться к этим вопросам:
Резерфорд (1911) представляет модель атома как частицы, а Шре-
дингер (1926) – как волновой процесс.
Но субстрат, заключенный в очень малый объем не может быть
волной, распространяющейся в большой области пространства! Бор
(1927) вынужденно вводит принцип дополнительности для разреше-
ния парадокса и признает вмешательство наблюдателя в наблюдаемое
явление.
Рассмотрим основные положения Декарта, после которых доверие
интуиции стало одним из главных принципов рационализма:
− главное средство познания – интеллектуальная интуиция,
− интуиция отделена от чувственного опыта и является неотъемле-
мым атрибутом «ясного и внимательного ума»,
− интуиция является отправным началом в цепочке понятий, дедук-
тивно выводимых друг из друга.