Table of Contents Table of Contents
Previous Page  11 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 62 Next Page
Page Background

9

Попытка картезианцев заложить метафизическую основу для по-

нятий бога и человеческого сознания привела к пониманию дуализма

между богом-творцом и механистическим миром:

− физическая субстанция (res extensa) является развернутой,

− она имеет длину, ширину, глубину и поддается измерению, срав-

нению и делению,

− думающая субстанция (res cogitans) – мысли, желания, воля: свер-

нутая и нераздельная,

− «Я» - субстанция, которая порождает Бога и от нее начинается

дедуктивное рассуждение,

− каждая субстанция – материя и сознание – подчиняется собствен-

ным законам, поэтому:

• сознание (mind) полностью автономно,

• отделено от физического мира.

Предложение Декарта разделить существовавшую триаду природа-

человек-бог на диады, подвластные разному методологическому из-

учению природа-человек и человек-бог произвело революцию в науке

и породило массу вопросов:

Как предметы, существующие во времени и пространстве могут

быть представлены человеческому сознанию, которое не облада-

ет оными признаками? Без идеи Бога ответить на этот вопрос было

сложно…

Можно ли знать о физическом мире независимо от сознания? Пока

невозможно…

Несколько столетий спустя, в первой четверти XX века, ученые

вновь вынуждены будут вернуться к этим вопросам:

Резерфорд (1911) представляет модель атома как частицы, а Шре-

дингер (1926) – как волновой процесс.

Но субстрат, заключенный в очень малый объем не может быть

волной, распространяющейся в большой области пространства! Бор

(1927) вынужденно вводит принцип дополнительности для разреше-

ния парадокса и признает вмешательство наблюдателя в наблюдаемое

явление.

Рассмотрим основные положения Декарта, после которых доверие

интуиции стало одним из главных принципов рационализма:

− главное средство познания – интеллектуальная интуиция,

− интуиция отделена от чувственного опыта и является неотъемле-

мым атрибутом «ясного и внимательного ума»,

− интуиция является отправным началом в цепочке понятий, дедук-

тивно выводимых друг из друга.