10
Бэкону принадлежит высказывание: «Мыслящий человек походит
на паука, который плетет вокруг (вне) себя паутину», применимое к
рационализму в целом. Современная западная философия от карте-
зианства ведет отсчет своего становления. Это проявляется в анти-
эмпирической позиции ее положения, что математические критерии
ясности, различимости идей и отсутствия между ними противоречий
свидетельствуют об их содержательности и истинности. Большинство
философских течений допускает аксиому, которую доказать невоз-
можно, что мир реален. Наука тоже использует постулат о реальности
мира, но не может быть критериев доказательств, одновременно и объ-
ективных, и свободных от человеческого сознания.
Традиция рационализма после Декарта продолжают Спиноза и
Лейбниц.
Спиноза (1632 - 1667) строил метафизическую (спекулятивную) си-
стему мира с позиций детерминизма происходящих в нем событий в
противовес Декарту, главной целью которого был поиск определен-
ности в построении научной картины мира.
Большое значение Спиноза также придавал математическому методу;
− геометрия Евклида рассматривалась как образец построения пол-
ного философского знания на базе принципа дедукции,
− монизм Спинозы (в отличие от дуализма Декарта) проявлялся в пред-
ставлениях, что мир (universe) представляет субстанцию, единую и обла-
дающую способностью к мышлению и продолжению (расширению),
− рассматривал Мир как логическую систему, в которой все полно-
стью определено действием причин и порождаемых им следствий.
Труды Лейбница (1646-1716)в области науки посвящены логике
и ее математическому обеспечению, квинтэссенция которых может
быть представлена в его знаменитых Максимах:
− отделяйте «истину рассудка» от «истины факта»,
− истинность рассуждения зависит от того, построено оно на основе
логики, числа и геометрии.
Эти условия обеспечивают связь идей, надежность вытекающих из них
следствий и являются характерными чертами рационализма в целом.
Объединение эмпиризма и рационализма в философской системе Канта
Кульминация философской мысли эпохи Просвещения нашла свое
выражение в трудах И. Канта, в единой системе которого:
– представлены как сенсорные (эмпирические), так и априорные
(мышление) элементы познания,
– «Зашит» разрыв между экстремальным рационализмом Лейбница
и экстремальным эмпиризмом Юма,