Table of Contents Table of Contents
Previous Page  12 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 62 Next Page
Page Background

10

Бэкону принадлежит высказывание: «Мыслящий человек походит

на паука, который плетет вокруг (вне) себя паутину», применимое к

рационализму в целом. Современная западная философия от карте-

зианства ведет отсчет своего становления. Это проявляется в анти-

эмпирической позиции ее положения, что математические критерии

ясности, различимости идей и отсутствия между ними противоречий

свидетельствуют об их содержательности и истинности. Большинство

философских течений допускает аксиому, которую доказать невоз-

можно, что мир реален. Наука тоже использует постулат о реальности

мира, но не может быть критериев доказательств, одновременно и объ-

ективных, и свободных от человеческого сознания.

Традиция рационализма после Декарта продолжают Спиноза и

Лейбниц.

Спиноза (1632 - 1667) строил метафизическую (спекулятивную) си-

стему мира с позиций детерминизма происходящих в нем событий в

противовес Декарту, главной целью которого был поиск определен-

ности в построении научной картины мира.

Большое значение Спиноза также придавал математическому методу;

− геометрия Евклида рассматривалась как образец построения пол-

ного философского знания на базе принципа дедукции,

− монизм Спинозы (в отличие от дуализма Декарта) проявлялся в пред-

ставлениях, что мир (universe) представляет субстанцию, единую и обла-

дающую способностью к мышлению и продолжению (расширению),

− рассматривал Мир как логическую систему, в которой все полно-

стью определено действием причин и порождаемых им следствий.

Труды Лейбница (1646-1716)в области науки посвящены логике

и ее математическому обеспечению, квинтэссенция которых может

быть представлена в его знаменитых Максимах:

− отделяйте «истину рассудка» от «истины факта»,

− истинность рассуждения зависит от того, построено оно на основе

логики, числа и геометрии.

Эти условия обеспечивают связь идей, надежность вытекающих из них

следствий и являются характерными чертами рационализма в целом.

Объединение эмпиризма и рационализма в философской системе Канта

Кульминация философской мысли эпохи Просвещения нашла свое

выражение в трудах И. Канта, в единой системе которого:

– представлены как сенсорные (эмпирические), так и априорные

(мышление) элементы познания,

– «Зашит» разрыв между экстремальным рационализмом Лейбница

и экстремальным эмпиризмом Юма,