Table of Contents Table of Contents
Previous Page  13 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 62 Next Page
Page Background

11

– показана необоснованность притязаний рационалистов прирав-

нять мир к априорному знанию о нем независимо от чувственного

опыта,

– опровергнуты попытки эмпиризма свести познание к чувствен-

ным данным.

Главный вопрос, поставленный Кантом: «Как точно определить

природу человеческих инструментов познания?». Производные клю-

чевые вопросы формулируются им следующим образом:

– Как возможно знание?

– Какой должна быть структура человеческого познавательного

процесса, чтобы быть твердо уверенными в этих знаниях?

«Единственная задача философии – определить границы разума»,

утверждал философ, а «философия – наука предельных возможностей

человеческого разума». Человеческий разум может открыть истину, а

может породить ошибочное суждение. Он что-то может, а что-то не

может – его возможности не безграничны. В связи с этим, главные

цели, преследуемые философией, названы как:

– конструктивная

- наметить контуры системы всеобщего позна-

ния, проистекающего из разума как такового («чистого разума»),

– критическая

- показать иллюзии разума, когда он игнорирует

пределы своих возможностей).

В утверждении Канта: «Философия должна определять источник,

степень и обоснованность человеческого знания, применяя новый

«трансцедентальный («критический») метод», - прослеживается по-

пытка частично возвратить философии ранний Декартовский скеп-

тицизм. Метод Канта состоял в том, чтобы подвергать критическому

рассмотрения априорные рассуждения разума и исследовать его воз-

можности, когда нельзя проверить, опираясь на опыт, исходя из по-

сыла, что не человеческое знание должно соответствовать объектам

знания, а наоборот, объекты должны соответствовать человеческим

инструментам познания.

Три части критического метода Канта, совершившего «коперников-

скую революцию» в философии:

– аналитическая

- анализ правильного функционирования разума,

– диалектическая

- обнаружение ошибок, демонстрация трудно-

стей и ловушек беззаботного разума,

– методологическая

- разработка правил рассуждения для практики.

Кант полагал, что:

– сенсорный опыт – смесь сенсорного содержания извне и простран-

ственно-временной формы, которое привносит сознание,