11
– показана необоснованность притязаний рационалистов прирав-
нять мир к априорному знанию о нем независимо от чувственного
опыта,
– опровергнуты попытки эмпиризма свести познание к чувствен-
ным данным.
Главный вопрос, поставленный Кантом: «Как точно определить
природу человеческих инструментов познания?». Производные клю-
чевые вопросы формулируются им следующим образом:
– Как возможно знание?
– Какой должна быть структура человеческого познавательного
процесса, чтобы быть твердо уверенными в этих знаниях?
«Единственная задача философии – определить границы разума»,
утверждал философ, а «философия – наука предельных возможностей
человеческого разума». Человеческий разум может открыть истину, а
может породить ошибочное суждение. Он что-то может, а что-то не
может – его возможности не безграничны. В связи с этим, главные
цели, преследуемые философией, названы как:
– конструктивная
- наметить контуры системы всеобщего позна-
ния, проистекающего из разума как такового («чистого разума»),
– критическая
- показать иллюзии разума, когда он игнорирует
пределы своих возможностей).
В утверждении Канта: «Философия должна определять источник,
степень и обоснованность человеческого знания, применяя новый
«трансцедентальный («критический») метод», - прослеживается по-
пытка частично возвратить философии ранний Декартовский скеп-
тицизм. Метод Канта состоял в том, чтобы подвергать критическому
рассмотрения априорные рассуждения разума и исследовать его воз-
можности, когда нельзя проверить, опираясь на опыт, исходя из по-
сыла, что не человеческое знание должно соответствовать объектам
знания, а наоборот, объекты должны соответствовать человеческим
инструментам познания.
Три части критического метода Канта, совершившего «коперников-
скую революцию» в философии:
– аналитическая
- анализ правильного функционирования разума,
– диалектическая
- обнаружение ошибок, демонстрация трудно-
стей и ловушек беззаботного разума,
– методологическая
- разработка правил рассуждения для практики.
Кант полагал, что:
– сенсорный опыт – смесь сенсорного содержания извне и простран-
ственно-временной формы, которое привносит сознание,