Table of Contents Table of Contents
Previous Page  18 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 18 / 62 Next Page
Page Background

16

Таким образом, чувствительность, вероятно, появилась на базе раз-

дражимости. Но в то же время это был качественно новый тип отра-

жения: появилась способность организма отражать объективные связи

между свойствами среды.

Теперь обратимся к большому и очень сложному вопросу о про-

цессе развития психики. Очень подробно характеристика отдельных

стадий развития психики рассмотрена в работе А. Н. Леонтьева "Про-

блемы развития психики" (1972) и в книге Фабри "Основы зоопсихо-

логии" (1967). А. Н. Леонтьев выделяет три стадии:

1. стадия элементарной сенсорной психики,

2. стадия перцептивной психики,

3. стадия интеллекта.

Фабри сохраняет две первые стадии. Стадию интеллекта он включа-

ет в стадию перцептивной психики по причине трудности разделения

"интеллектуальных" и "неинтеллектуальных" форм поведения высших

млекопитающих. Кроме того, Фабри вводит разделение каждой стадии

на два уровня: высший и низший.

Также периодизацию развития поведения и психики дают Вы-

готский Л.С. и Лурия А.Р. в книге "Этюды по истории поведения" и

Рубинштейн в учебнике по общей психологии.

Мы же остановимся на периодизации, предложенной А. Н. Леон-

тьевым, так как опираемся на его гипотезу как наиболее научную в

настоящее время.

Животные на стадии элементарной сенсорной психики способны

отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. То есть, де-

ятельность животных отвечает отдельному воздействию или совокуп-

ности отдельных свойств. На этой стадии развития находятся многие

животные: возможно, элементарной чувствительностью обладают не-

которые высшие инфузории, кишечнополостные, черви и некоторые

моллюски. Для простейших, обладающих лишь зачатками психики,

характерны таксисы. Они движутся в сторону благоприятных усло-

вий среды (это положительные таксисы) и в сторону от неблагопри-

ятных условий (отрицательные таксисы). У них описаны различные

виды таксисов. Примером отрицательного термотаксиса является уход

из зоны повышенной температуры. Но уже у простейших обнаружены

элементарные формы научения. Так, парамацеи, привыкшие плавать

вдоль стенок квадратного сосуда, сохраняют некоторое время квадрат-

ную форму траектории после их перемещения в круглый сосуд. Так-

же существуют данные, говорящие о том, что простейшие способны

к ассоциативному научению, то есть к выработке условных реакций.