16
Таким образом, чувствительность, вероятно, появилась на базе раз-
дражимости. Но в то же время это был качественно новый тип отра-
жения: появилась способность организма отражать объективные связи
между свойствами среды.
Теперь обратимся к большому и очень сложному вопросу о про-
цессе развития психики. Очень подробно характеристика отдельных
стадий развития психики рассмотрена в работе А. Н. Леонтьева "Про-
блемы развития психики" (1972) и в книге Фабри "Основы зоопсихо-
логии" (1967). А. Н. Леонтьев выделяет три стадии:
1. стадия элементарной сенсорной психики,
2. стадия перцептивной психики,
3. стадия интеллекта.
Фабри сохраняет две первые стадии. Стадию интеллекта он включа-
ет в стадию перцептивной психики по причине трудности разделения
"интеллектуальных" и "неинтеллектуальных" форм поведения высших
млекопитающих. Кроме того, Фабри вводит разделение каждой стадии
на два уровня: высший и низший.
Также периодизацию развития поведения и психики дают Вы-
готский Л.С. и Лурия А.Р. в книге "Этюды по истории поведения" и
Рубинштейн в учебнике по общей психологии.
Мы же остановимся на периодизации, предложенной А. Н. Леон-
тьевым, так как опираемся на его гипотезу как наиболее научную в
настоящее время.
Животные на стадии элементарной сенсорной психики способны
отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. То есть, де-
ятельность животных отвечает отдельному воздействию или совокуп-
ности отдельных свойств. На этой стадии развития находятся многие
животные: возможно, элементарной чувствительностью обладают не-
которые высшие инфузории, кишечнополостные, черви и некоторые
моллюски. Для простейших, обладающих лишь зачатками психики,
характерны таксисы. Они движутся в сторону благоприятных усло-
вий среды (это положительные таксисы) и в сторону от неблагопри-
ятных условий (отрицательные таксисы). У них описаны различные
виды таксисов. Примером отрицательного термотаксиса является уход
из зоны повышенной температуры. Но уже у простейших обнаружены
элементарные формы научения. Так, парамацеи, привыкшие плавать
вдоль стенок квадратного сосуда, сохраняют некоторое время квадрат-
ную форму траектории после их перемещения в круглый сосуд. Так-
же существуют данные, говорящие о том, что простейшие способны
к ассоциативному научению, то есть к выработке условных реакций.