Table of Contents Table of Contents
Previous Page  32 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 32 / 62 Next Page
Page Background

30

означаемое в речи, фиксируется, закрепляется в языке. Но для того,

чтобы данное явление могло быть означено и могло получить свое от-

ражение в языке, оно должно быть выделено, осознано, а это первона-

чально происходит в практической деятельности людей. Язык высту-

пает не только как средство общения людей, он выступает и как форма

человеческого сознания.

Важно вникнуть в этимологию слова «сознание».Ю.Б.Гиппенрейтер

считает, что «со-знание» – это совместное знание. Каждый человек в

ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается

к «совместному знанию» и только благодаря этому формируется его

индивидуальное сознание. А.Спиркин пишет о том, что понятие «зна-

ния самой практикой общения людей включено в термин «сознание».

Но, составляя сердцевину сознания, знание не исчерпывает его сущно-

сти и жизненного значения. Знание – это лишь одна и притом резуль-

тативная сторона сознания.

Сущность сознания:

– высшая, свойственная только человеку функция головного мозга,

– целенаправленном отражении действительности,

– процесс, имеющий своим основанием возникновение и развитие

форм человеческого труда и вытекающих из него форм взаимоотно-

шения людей.

Таким образом, появление чувствительности и ощущений в живот-

ном мире означало возникновение психического отражения окружаю-

щей среды, что обеспечивает живым организмам более эффективное

приспособление. А.Н. Леонтьев выделяет несколько стадий развития

психики:

– стадия элементарной сенсорной психики,

– стадия перцептивной психики,

– стадия интеллекта (ручного мышления).

Для животных, находящихся на первой стадии, характерны отраже-

ние отдельных свойств внешних воздействий. На стадии перцептивной

психики животные уже отражают внешнюю действительность в форме

целостных образов вещей, а не отдельных ощущений, как на предыду-

щей стадии. Интеллектуальное поведение, которое свойственно выс-

шим млекопитающим, характеризуется тем, что возникает отражение

отношений (ситуаций) вещей. Вершиной развития психики явилось

человеческое сознание. Благодаря обобщающей и абстрагирующей

функции язык обеспечил человеку возможность выйти за пределы ис-

ходного чувственного содержания сознания, свойственного человеку

на ранней стадии развития в сферу отвлеченного мышления общими

понятиями, а впоследствии создать науку, литературу, искусство.