30
означаемое в речи, фиксируется, закрепляется в языке. Но для того,
чтобы данное явление могло быть означено и могло получить свое от-
ражение в языке, оно должно быть выделено, осознано, а это первона-
чально происходит в практической деятельности людей. Язык высту-
пает не только как средство общения людей, он выступает и как форма
человеческого сознания.
Важно вникнуть в этимологию слова «сознание».Ю.Б.Гиппенрейтер
считает, что «со-знание» – это совместное знание. Каждый человек в
ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается
к «совместному знанию» и только благодаря этому формируется его
индивидуальное сознание. А.Спиркин пишет о том, что понятие «зна-
ния самой практикой общения людей включено в термин «сознание».
Но, составляя сердцевину сознания, знание не исчерпывает его сущно-
сти и жизненного значения. Знание – это лишь одна и притом резуль-
тативная сторона сознания.
Сущность сознания:
– высшая, свойственная только человеку функция головного мозга,
– целенаправленном отражении действительности,
– процесс, имеющий своим основанием возникновение и развитие
форм человеческого труда и вытекающих из него форм взаимоотно-
шения людей.
Таким образом, появление чувствительности и ощущений в живот-
ном мире означало возникновение психического отражения окружаю-
щей среды, что обеспечивает живым организмам более эффективное
приспособление. А.Н. Леонтьев выделяет несколько стадий развития
психики:
– стадия элементарной сенсорной психики,
– стадия перцептивной психики,
– стадия интеллекта (ручного мышления).
Для животных, находящихся на первой стадии, характерны отраже-
ние отдельных свойств внешних воздействий. На стадии перцептивной
психики животные уже отражают внешнюю действительность в форме
целостных образов вещей, а не отдельных ощущений, как на предыду-
щей стадии. Интеллектуальное поведение, которое свойственно выс-
шим млекопитающим, характеризуется тем, что возникает отражение
отношений (ситуаций) вещей. Вершиной развития психики явилось
человеческое сознание. Благодаря обобщающей и абстрагирующей
функции язык обеспечил человеку возможность выйти за пределы ис-
ходного чувственного содержания сознания, свойственного человеку
на ранней стадии развития в сферу отвлеченного мышления общими
понятиями, а впоследствии создать науку, литературу, искусство.