Table of Contents Table of Contents
Previous Page  36 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 36 / 62 Next Page
Page Background

34

В настоящее время установлено, что существует много видов ощу-

щений, а организм снабжен очень сложными механизмами, обеспечи-

вающими взаимодействие органов чувств между собой.

Онтогенез ощущений человека

Ощущение начинает развиваться сразу после рождения ребенка.

Спустя непродолжительное время после рождения ребенок начинает

реагировать на раздражители всех видов. Однако существуют разли-

чия в степени зрелости отдельных чувств и в этапности их развития.

Сразу после рождения у ребенка более развитой оказывается кожная

чувствительность. При появлении на свет ребенок дрожит из-за разли-

чия температуры тела матери и температуры воздуха. Реагирует ново-

рожденный ребенок и на прикосновения, причем наиболее чувствитель-

ны у него губы и вся область рта. Вполне вероятно, что новорожденный

может ощущать не только тепло и прикосновение, но и боль.

Уже к моменту рождения у ребенка достаточно высоко развита вку-

совая чувствительность. Через несколько дней после рождения ребе-

нок отличает молоко матери от подслащенной воды, а последнюю от

простой воды.

С момента рождения у ребенка уже достаточно развита обонятельная

чувствительность. Новорожденный ребенок по запаху материнского мо-

лока определяет в комнате мать или нет. Если ребенок первую неделю

питался материнским молоком, то он будет отворачиваться от коровье-

го, лишь почувствовав его запах. Однако обонятельные ощущения, не

связанные с питанием, развиваются достаточно долго. Они мало разви-

ты у большинства детей даже в четырех-пятилетнем возрасте.

Более сложный путь развития проходят зрение и слух, что объясня-

ется сложностью строения и организации функционирования данных

органов чувств и меньшей зрелостью их к моменту рождения. В пер-

вые дни после рождения ребенок не реагирует на звуки, даже очень

громкие. Это объясняется тем, что слуховой проход новорожденного

заполнен околоплодной жидкостью, которая рассасывается лишь через

несколько дней. Обычно ребенок начинает реагировать на звуки в тече-

ние первой недели, иногда этот срок затягивается до двух-трех недель.

Первые реакции на звук имеют характер общего двигательного возбуж-

дения: ребенок вскидывает ручки, шевелит ножками, издает громкий крик.

Чувствительность к звуку первоначально низка, но возрастает в первые не-

дели жизни. Через два-три месяца ребенок начинает воспринимать направ-

ление звука, поворачивает голову в сторону источника звука. На третьем-

четвертом месяце некоторые дети начинают реагировать на пение и музыку.