3
От автора
Впервые пособие имеет утилитарную междисциплинарную цель,
сводя воедино информацию о структуре, функциях и нарушениях ощу-
щений из психологического (патопсихологического, нейропсихологи-
ческого), морфологического (анатомия, гистология), теоретического
(физиология, биофизика) и клинического (клиническая психология,
психиатрия, неврология) научного знания.
Данное пособие необходимо для формирования:
– навыков овладения операциями клинического мышления, систем-
ного подхода;
– умений сведения отдельных дисциплинарных морфологических,
функциональных, клинических блоков информации о структуре, нор-
ме и патологии психосоматических органных систем в единую биоп-
сихосоциальную картину здоровья и болезни человека;
– умений «навигации» в огромном объеме медицинской и общегу-
манитарной информации, выделение основных категорий и дефини-
ций, и установление взаимосвязей между ними.
Благодаря этому пособие приобретает большое значение в полно-
ценном формировании у студентов таких общекультурных и профес-
сиональных компетенций как способность и готовность анализиро-
вать социально-значимые проблемы и процессы, использование на
практике методов гуманитарных, естественнонаучных, медико-биоло-
гических и клинических наук в различных видах профессиональной и
социальной деятельности; способность и готовность к формированию
системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на
всеобъемлющие принципы доказательной медицины.
Учебное пособие восполняет отсутствие унифицированных новых
источников информации, необходимых в процессе самостоятельной
работы студентов.
Введение
Самым простейшим психическим процессом, с которого начинает-
ся познание человеком окружающего мира, является ощущение. Мир,
окружающий нас, сложен и многообразен в своих проявлениях. Мы
впервые узнаем о его существовании с помощью зрения, слуха, осяза-
ния, обоняния и вкуса. Наши знания об окружающем мире зависят от
наших ощущений. Ощущения с такой кажущейся легкостью доставляют
нам информацию о внешних воздействиях, что это порождает впечатле-
ние о простоте и однозначности этого процесса. Мир, преподнесенный
нам нашими органами чувств, кажется нам реальным, осязаемым, кон-
кретным, ничуть не отличающимся от того, каков он на самом деле.