55
в социальной сфере, сужает круг общения, ограничивает диапазон
социальных связей. Возникает своеобразие субъективных отношений
человека с недостатками слуховой функции к окружающему миру и
к самому себе.
Психологические особенности у глухих с рождения.
У глухих де-
тей по сравнению со сверстниками недостаточно развита речь, меньше
объем знаний, ограничено общение и, как следствие, замедлено ста-
новление личности.
Это проявляется в относительной узости познавательных интере-
сов, в недостаточной осведомленности о различных областях жизни
общества. Более длительное время сохраняется неадекватность са-
мооценки. Самооценки и оценки товарищей нередко бывают ситуа-
тивными, часто зависят от мнения педагога, наблюдаются случаи не
критичности самооценок, преобладает завышенная самооценка даже у
старшеклассников.
С возрастом устойчивость оценок и критичность неслышащих де-
тей повышаются.
Глухие дети сравнительно поздно узнают о своем дефекте. Известно,
что маленькие глухие дети не догадываются о роли слухового анализа-
тора в общении с окружающими. Лишь постепенно они осознают зна-
чение слуха для познания окружающей действительности, для общения.
Психологические особенности у людей с приобретенной глухотой.
Ранняя потеря слуха оказывает влияние на психическое, а отчасти и на фи-
зическое развитие ребенка. Она лишает неслышащих детей возможности
воспринимать звуковые сигналы внешнего мира, что затрудняет их ори-
ентировку в окружающей обстановке. Недостаток слуховых впечатлений
обедняет внутренний мир неслышащего. Наибольший ущерб развитию
неслышащим и слабослышащим детям приносит создаваемое глухотой
препятствие развитию речи как средства общения и обучения, средства
познания окружающего мира, орудия мышления. С помощью слуха вос-
приятие мира становится ярче и богаче, поэтому снижение или лишение
слуха в детстве существенным образом сказывается на познавательной и
мыслительной способности ребёнка, формировании его интеллекта.
Особая роль слухового анализатора у человека связана с членораз-
дельной речью, поскольку слуховое восприятие является её основой.
Любые нарушения слуха в период становления речи ведут к задержке
в развитии или к глухонемоте, хотя весь артикуляционный аппарат у
ребёнка остаётся не нарушенным. У взрослых людей, владеющих ре-
чью, нарушение слуховой функции не ведет к расстройству речи, хотя
резко затрудняет возможность общения между людьми в их трудовой
и общественной деятельности.