Table of Contents Table of Contents
Previous Page  57 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 57 / 62 Next Page
Page Background

55

в социальной сфере, сужает круг общения, ограничивает диапазон

социальных связей. Возникает своеобразие субъективных отношений

человека с недостатками слуховой функции к окружающему миру и

к самому себе.

Психологические особенности у глухих с рождения.

У глухих де-

тей по сравнению со сверстниками недостаточно развита речь, меньше

объем знаний, ограничено общение и, как следствие, замедлено ста-

новление личности.

Это проявляется в относительной узости познавательных интере-

сов, в недостаточной осведомленности о различных областях жизни

общества. Более длительное время сохраняется неадекватность са-

мооценки. Самооценки и оценки товарищей нередко бывают ситуа-

тивными, часто зависят от мнения педагога, наблюдаются случаи не

критичности самооценок, преобладает завышенная самооценка даже у

старшеклассников.

С возрастом устойчивость оценок и критичность неслышащих де-

тей повышаются.

Глухие дети сравнительно поздно узнают о своем дефекте. Известно,

что маленькие глухие дети не догадываются о роли слухового анализа-

тора в общении с окружающими. Лишь постепенно они осознают зна-

чение слуха для познания окружающей действительности, для общения.

Психологические особенности у людей с приобретенной глухотой.

Ранняя потеря слуха оказывает влияние на психическое, а отчасти и на фи-

зическое развитие ребенка. Она лишает неслышащих детей возможности

воспринимать звуковые сигналы внешнего мира, что затрудняет их ори-

ентировку в окружающей обстановке. Недостаток слуховых впечатлений

обедняет внутренний мир неслышащего. Наибольший ущерб развитию

неслышащим и слабослышащим детям приносит создаваемое глухотой

препятствие развитию речи как средства общения и обучения, средства

познания окружающего мира, орудия мышления. С помощью слуха вос-

приятие мира становится ярче и богаче, поэтому снижение или лишение

слуха в детстве существенным образом сказывается на познавательной и

мыслительной способности ребёнка, формировании его интеллекта.

Особая роль слухового анализатора у человека связана с членораз-

дельной речью, поскольку слуховое восприятие является её основой.

Любые нарушения слуха в период становления речи ведут к задержке

в развитии или к глухонемоте, хотя весь артикуляционный аппарат у

ребёнка остаётся не нарушенным. У взрослых людей, владеющих ре-

чью, нарушение слуховой функции не ведет к расстройству речи, хотя

резко затрудняет возможность общения между людьми в их трудовой

и общественной деятельности.