Table of Contents Table of Contents
Previous Page  8 / 62 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 62 Next Page
Page Background

6

Главный вопрос, вытекающий из дискуссии того времени, форму-

лируется так: «Насколько можно доверять абстрактному мышлению и

его аргументам?».

Эмпиризм

Представителями эмпиризма являются: Бэкон, Локк, Беркли, Юм.

Эмпиризм – философия человеческого разума, полностью основан-

ного на опыте, по замыслу Бэкона. Основные положения его теории

выглядят следующим образом:

1. Опыт состоит из отдельных элементов,

2. Вводится новая техника рассуждения, разработавшая новый ме-

тод, порядок и процесс «продвинутого опыта» в виде представления в

трех «таблиц открытий»:

– присутствия (например, тепло и трение),

– отсутствия (тепло без трения),

– сравнения (их количественные соразмерности).

3. Вводится понятие вероятности: конечная цель таблиц открытий –

упорядочивание фактов таким образом, чтобы истинные причины фе-

номенов (предмет физики) и «формы» вещей (исследования природы

бытия) могли быть установлены индуктивно.

Бекон не был «чистым» эмпириком, так как, утверждая первичность

наблюдения и фактов, выводил из них широкие обобщения.

Зарождение будущей философии медицины и эмпирической психо-

логии базируется на основе идей Бекона:

1. Опыт (практика наблюдения) как магистральный путь познания,

2. Ориентация на различение (анализ) и выделение деталей, чем

определение их сходства (синтез) в рамках целого,

3. Преимущественное применение индуктивных, чем дедуктивных,

умозаключений.

Зарождение классического британского эмпиризма происходит не-

сколько позже. Его основы заложили Локк, Беркли и Юм.

Локк (1632-1704) обосновал разновидность сенсорного атомизма, в

которой, утверждал, что опыт мышления достоверен, как и чувствен-

ный опыт, но:

− познание всегда движется от органов чувств (чувственные впечат-

ления – источник мыслей) к мышлению,

− познание движется всегда от простого к сложному, все менталь-

ные операции – концептуальные средства, образованные от комбина-

ций и смешения простых сенсорных элементов,

− сознание – источник открытий в мире, а не его создатель,

− мышление уподобляется объектам, которые являлись источника-

ми ощущений,