Table of Contents Table of Contents
Previous Page  10 / 50 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 10 / 50 Next Page
Page Background

8

обозначаются. Но, выдвигая это само по себе, правильное положение Бине

и Бюлер в соответствии с общими тенденциями своего учения о "чистой"

мысли вовсе разрывают и внешне противопоставляют друг другу запоми-

нание мыслей и запоминание слов. В этом наблюдается их сходство с ас-

социативной теорией, которая также отрывала смысловое содержание от

словесного текста.

Преодоление механицизма мы впервые встречаем в психодинамической

концепции З. Фрейда. Проблема памяти поставлена им с мотивационной сто-

роны. В его концепции память выступает главным образом в своей непроиз-

вольной форме. Ее избирательность определяется динамикой органических

влечений. Проблема взаимоотношений эмоций и памяти Фрейдом решалась

так: приятное запоминается, а неприятное вытесняется. Ошибка этой кон-

цепции в том, что Фрейд предположил, что эмоции влияют на память в "чи-

стом" виде, в форме действия какой-то психической силы и энергии. Память

сознательно не управляется человеком. Побуждения, стремления, мотивы,

нужды, аффекты, эмоции, детерминированные тенденции, психические

установки и т. д. – все это участвует в организации образов памяти, следова-

тельно, их влияние может облегчать или тормозить воспроизведение, транс-

формировать, искажать, смешивать образы памяти.

Пожалуй, именно с этого времени большинство психологов пришло к вы-

воду, что память не может рассматриваться в отрыве от особенностей каж-

дого человека, его интересов, задач, деятельности. Так, например, трактовка

зависимости памяти от личности содержалась в

персоналистической кон-

цепции

В. Штерна, считавшего память не отражением объективной реаль-

ности, а ее искажением под влиянием индивидуальных стремлений личности

(гордости, тщеславия, честолюбия). Субъективный характер памяти выражен

особенно ярко у детей: ребенок не способен даже различать то, что было фак-

тически, оттого, что придумано им самим. В значительной мере подчинение

памяти субъективным переживаниям характерно и для взрослых. Не трудно

заметить, что вся эта концепция носит явно выраженный идеалистический

характер и решительно расходится с фактами. Необходимо отметить также и

то, что

под понятием личности

, занимающим центральное место в персона-

листической концепции Штерна, им понималось все, что представляет собой

некоторое целое, даже предметы неживой природы, растения, животные.

В 20-30-е годы М. Хольбвакс, П. Жане, Ф. Бартлетт обратились к про-

блеме

социальной обусловленности памяти

. П. Жане рассматривал память

как действие, определенным образом формирующееся в процессе социаль-

ного, исторического развития, "изобретенное людьми в их прогрессе". В из-

вестной книге "Эволюция памяти и понятие времени" (1928) Жане связывает