8
обозначаются. Но, выдвигая это само по себе, правильное положение Бине
и Бюлер в соответствии с общими тенденциями своего учения о "чистой"
мысли вовсе разрывают и внешне противопоставляют друг другу запоми-
нание мыслей и запоминание слов. В этом наблюдается их сходство с ас-
социативной теорией, которая также отрывала смысловое содержание от
словесного текста.
Преодоление механицизма мы впервые встречаем в психодинамической
концепции З. Фрейда. Проблема памяти поставлена им с мотивационной сто-
роны. В его концепции память выступает главным образом в своей непроиз-
вольной форме. Ее избирательность определяется динамикой органических
влечений. Проблема взаимоотношений эмоций и памяти Фрейдом решалась
так: приятное запоминается, а неприятное вытесняется. Ошибка этой кон-
цепции в том, что Фрейд предположил, что эмоции влияют на память в "чи-
стом" виде, в форме действия какой-то психической силы и энергии. Память
сознательно не управляется человеком. Побуждения, стремления, мотивы,
нужды, аффекты, эмоции, детерминированные тенденции, психические
установки и т. д. – все это участвует в организации образов памяти, следова-
тельно, их влияние может облегчать или тормозить воспроизведение, транс-
формировать, искажать, смешивать образы памяти.
Пожалуй, именно с этого времени большинство психологов пришло к вы-
воду, что память не может рассматриваться в отрыве от особенностей каж-
дого человека, его интересов, задач, деятельности. Так, например, трактовка
зависимости памяти от личности содержалась в
персоналистической кон-
цепции
В. Штерна, считавшего память не отражением объективной реаль-
ности, а ее искажением под влиянием индивидуальных стремлений личности
(гордости, тщеславия, честолюбия). Субъективный характер памяти выражен
особенно ярко у детей: ребенок не способен даже различать то, что было фак-
тически, оттого, что придумано им самим. В значительной мере подчинение
памяти субъективным переживаниям характерно и для взрослых. Не трудно
заметить, что вся эта концепция носит явно выраженный идеалистический
характер и решительно расходится с фактами. Необходимо отметить также и
то, что
под понятием личности
, занимающим центральное место в персона-
листической концепции Штерна, им понималось все, что представляет собой
некоторое целое, даже предметы неживой природы, растения, животные.
В 20-30-е годы М. Хольбвакс, П. Жане, Ф. Бартлетт обратились к про-
блеме
социальной обусловленности памяти
. П. Жане рассматривал память
как действие, определенным образом формирующееся в процессе социаль-
ного, исторического развития, "изобретенное людьми в их прогрессе". В из-
вестной книге "Эволюция памяти и понятие времени" (1928) Жане связывает