Table of Contents Table of Contents
Previous Page  11 / 50 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 11 / 50 Next Page
Page Background

9

возникновение и развитие памяти с потребностями общения людей, с не-

обходимостью сохранения, передачи информации друг другу, из поколения

в поколение. Заслугой Жане является то, что он один из первых психологов

пытался осуществить общественно-исторический подход к изучению памя-

ти, однако социальная обусловленность памяти человека понималась Жане

идеалистически. Только произвольная, сознательно управляемая человеком

память признавалась им собственно памятью.

Так же, как и Жане, Ф. Бартлетт подчеркивает социальный характер па-

мяти человека, ее социальную обусловленность. Запоминание и припоми-

нание определяются установками личности, ее интересами и другими осо-

бенностями, а они в свою очередь зависят от особенностей той социальной

группы, к которой принадлежит данная личность. Однако подлинная роль

установок личности трактуется Бартлеттом неправильно: "Воспоминание не

оказывается отражением объективной действительности, а лишь оправдани-

ем субъективных сторон личности, к каким относятся установки".

Социальная природа развития памяти

в отечественной психологии

из-

учалась

Л. С. Выготским

. Он намечает подход к памяти как особой по своим

функциям деятельности: "… память означает использование и участие про-

шлого опыта в настоящем поведении, с этой точки зрения память и в момент

закрепления реакции, и момент ее воспроизведения представляет собой дея-

тельность в точном смысле этого слова". Выготский видел сущность памяти

в активном запоминании с помощью знаков. В соответствии с общими по-

ложениями культурно-исторической теории память, как в историческом, так

и в онтогенетическом развитии делилась на два вида: низшая, натуральная,

непосредственная непроизвольная память и высшая, историческая, опосре-

дованная произвольная память. Процесс опосредования рождается сначала

в форме внешнего действия с использованием внешних средств (по типу за-

вязывания узелка), затем он становится процессом внутреннего опосредова-

ния, совершаемого в уме, с помощью внутренней речи и мышления. Опы-

ты, проведенные Л. С. Выготским и его последователями, показали, что в

онтогенетическом развитии человека овладение такого рода запоминанием

достигается не сразу, в силу чего имеется возможность наблюдать постепен-

ный переход от первоначальной «натуральной» стадии памяти к овладению

ее культурными формами. В концепции памяти и ее развитии, выдвинутой

Л. С. Выготским, центральное внимание уделяется качественной характери-

стике процессов памяти на разных ступенях ее развития, и тем самым вскры-

ваются некоторые особенности их как особого вида деятельности человека.

Дальнейшее свое развитие и конкретизацию эта теория получила в

работах А. Н. Леонтьева. В итоге проведенного им экспериментального