9
возникновение и развитие памяти с потребностями общения людей, с не-
обходимостью сохранения, передачи информации друг другу, из поколения
в поколение. Заслугой Жане является то, что он один из первых психологов
пытался осуществить общественно-исторический подход к изучению памя-
ти, однако социальная обусловленность памяти человека понималась Жане
идеалистически. Только произвольная, сознательно управляемая человеком
память признавалась им собственно памятью.
Так же, как и Жане, Ф. Бартлетт подчеркивает социальный характер па-
мяти человека, ее социальную обусловленность. Запоминание и припоми-
нание определяются установками личности, ее интересами и другими осо-
бенностями, а они в свою очередь зависят от особенностей той социальной
группы, к которой принадлежит данная личность. Однако подлинная роль
установок личности трактуется Бартлеттом неправильно: "Воспоминание не
оказывается отражением объективной действительности, а лишь оправдани-
ем субъективных сторон личности, к каким относятся установки".
Социальная природа развития памяти
в отечественной психологии
из-
учалась
Л. С. Выготским
. Он намечает подход к памяти как особой по своим
функциям деятельности: "… память означает использование и участие про-
шлого опыта в настоящем поведении, с этой точки зрения память и в момент
закрепления реакции, и момент ее воспроизведения представляет собой дея-
тельность в точном смысле этого слова". Выготский видел сущность памяти
в активном запоминании с помощью знаков. В соответствии с общими по-
ложениями культурно-исторической теории память, как в историческом, так
и в онтогенетическом развитии делилась на два вида: низшая, натуральная,
непосредственная непроизвольная память и высшая, историческая, опосре-
дованная произвольная память. Процесс опосредования рождается сначала
в форме внешнего действия с использованием внешних средств (по типу за-
вязывания узелка), затем он становится процессом внутреннего опосредова-
ния, совершаемого в уме, с помощью внутренней речи и мышления. Опы-
ты, проведенные Л. С. Выготским и его последователями, показали, что в
онтогенетическом развитии человека овладение такого рода запоминанием
достигается не сразу, в силу чего имеется возможность наблюдать постепен-
ный переход от первоначальной «натуральной» стадии памяти к овладению
ее культурными формами. В концепции памяти и ее развитии, выдвинутой
Л. С. Выготским, центральное внимание уделяется качественной характери-
стике процессов памяти на разных ступенях ее развития, и тем самым вскры-
ваются некоторые особенности их как особого вида деятельности человека.
Дальнейшее свое развитие и конкретизацию эта теория получила в
работах А. Н. Леонтьева. В итоге проведенного им экспериментального