10
исследования, (о методике и основных результатах которого будет указано
в пункте "Развитие и формирование памяти"), ему удалось установить воз-
растные изменения в соотношении непосредственного и опосредованного
запоминания. Работа Леонтьева является первым в советской психологии
теоретическим и экспериментальным исследованием памяти, в котором осу-
ществлена попытка выйти за пределы внутреннего мира сознания в поисках
того, что определяет и сущность памяти, и ее развитие.
Дальнейшее развитие теоретической мысли привело к положению об
определенной роли осмысленной деятельности в формировании психических
процессов, выдвигается принцип изучения памяти путем раскрытия ее зави-
симости от предметного содержания и структуры деятельности, от ее пред-
мета (цели), мотивов, условий, в которых она осуществляется и в первую
очередь от способов достижения цели. Эти положения раскрыли широкие
возможности для плодотворных исследований процессов памяти некоторые
итоги этих исследований (работы П. И. Зинченко, А. А. Смирнова) свиде-
тельствуют о том, что психология памяти обогатилась не только большим
количеством новых фактов, но и рядом важных положений, значительно
продвинувших разработку психологических теорий памяти.
Смирновым А. А. (1894-1980) в цикле исследований по психологии памя-
ти экспериментально доказаны:
1. Связь непроизвольного запоминания со структурой деятельности субъек
та ("Запоминается, прежде всего, то, что является целью или имеет непо-
средственное отношение к ней").
2. Эффективность запоминания увеличивается в случае, когда данная де-
ятельность требует большей интеллектуальной активности.
3.Возрастные различия в непроизвольном запоминании.
Зинченко П. И. (1903−1969) исследовалась проблема непроизвольного за-
поминания. Экспериментально доказана зависимость непроизвольного за-
поминания от характера и структуры деятельности ("Лучше запоминаются
объекты, имеющие отношение к цели деятельности, чем объекты, пусть и
находящиеся в поле зрения субъекта, но не включенные в деятельность").
Зейгарник Б. В. (1900−1988) описан "эффект незавершенного действия"
("Человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным").
На Западе в последние 30 лет были развернуты интенсивные исследо-
вания памяти в рамках
когнитивной психологии
. В течение длительного
времени (50-70-е годы) исследования развивались в русле информативного и
структурно-функционального подходов, основанных на идее сходства рабо-
ты человеческой памяти и вычислительной машины. Возникло множество
концепций и моделей памяти. Одной из наиболее известных является модель