Table of Contents Table of Contents
Previous Page  12 / 50 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 12 / 50 Next Page
Page Background

10

исследования, (о методике и основных результатах которого будет указано

в пункте "Развитие и формирование памяти"), ему удалось установить воз-

растные изменения в соотношении непосредственного и опосредованного

запоминания. Работа Леонтьева является первым в советской психологии

теоретическим и экспериментальным исследованием памяти, в котором осу-

ществлена попытка выйти за пределы внутреннего мира сознания в поисках

того, что определяет и сущность памяти, и ее развитие.

Дальнейшее развитие теоретической мысли привело к положению об

определенной роли осмысленной деятельности в формировании психических

процессов, выдвигается принцип изучения памяти путем раскрытия ее зави-

симости от предметного содержания и структуры деятельности, от ее пред-

мета (цели), мотивов, условий, в которых она осуществляется и в первую

очередь от способов достижения цели. Эти положения раскрыли широкие

возможности для плодотворных исследований процессов памяти некоторые

итоги этих исследований (работы П. И. Зинченко, А. А. Смирнова) свиде-

тельствуют о том, что психология памяти обогатилась не только большим

количеством новых фактов, но и рядом важных положений, значительно

продвинувших разработку психологических теорий памяти.

Смирновым А. А. (1894-1980) в цикле исследований по психологии памя-

ти экспериментально доказаны:

1. Связь непроизвольного запоминания со структурой деятельности субъек­

та ("Запоминается, прежде всего, то, что является целью или имеет непо-

средственное отношение к ней").

2. Эффективность запоминания увеличивается в случае, когда данная де-

ятельность требует большей интеллектуальной активности.

3.Возрастные различия в непроизвольном запоминании.

Зинченко П. И. (1903−1969) исследовалась проблема непроизвольного за-

поминания. Экспериментально доказана зависимость непроизвольного за-

поминания от характера и структуры деятельности ("Лучше запоминаются

объекты, имеющие отношение к цели деятельности, чем объекты, пусть и

находящиеся в поле зрения субъекта, но не включенные в деятельность").

Зейгарник Б. В. (1900−1988) описан "эффект незавершенного действия"

("Человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным").

На Западе в последние 30 лет были развернуты интенсивные исследо-

вания памяти в рамках

когнитивной психологии

. В течение длительного

времени (50-70-е годы) исследования развивались в русле информативного и

структурно-функционального подходов, основанных на идее сходства рабо-

ты человеческой памяти и вычислительной машины. Возникло множество

концепций и моделей памяти. Одной из наиболее известных является модель