Table of Contents Table of Contents
Previous Page  13 / 50 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 13 / 50 Next Page
Page Background

11

Р. Аткинсона – трехкомпонентная модель памяти, в которой представлены

три хранилища (блока) памяти: сенсорный регистр, кратковременное хра-

нилище, долговременное хранилище с их специфической организацией, по-

стоянно циркулирующими потоками информации между ними и системой

управления. Ее ценность состоит в том, что наряду с процессами кодирова-

ния и управления, протекающими под сознательным контролем личности, в

ней представлены и постоянные структурные компоненты памяти. Память

в исследованиях когнитивных психологов рассматривается как активный

процесс: человек активно перерабатывает поступающую извне информа-

цию, строя на ее основе внутренние модели, которые отражают в сознании

реальную действительность.

Ф. Крэйк и Р. Локхарт (1972) – авторы, предложившие теорию "уровней

обработки". Главными предметами анализа становятся активные процессы

переработки информации, т. е. сами ментальные операции. Сам процесс

переработки информации рассматривается как система уровней с последу-

ющим переходом от более простого уровня, связанного с переработкой сен-

сорных признаков, к более сложным уровням, связанным с семантической

обработкой. При этом след памяти зависит от глубины обработки информа-

ции и широты ее разработки (богатства связей, устанавливаемых на одном и

том же уровне обработки).

Системный подход

, получивший с 50-х годов широкое распространение

во многих областях, в конце 70-х начинает реализовываться и в отечествен-

ной психологии (Б. Ф. Ломов, Б. Г. Ананьев, В. П. Зинченко, К. К. Платонов).

Реализация принципа системности при исследовании проблем памяти яви-

лась естественным развитием многих современных подходов: информаци-

онного, структурно-функционального, деятельностного (С. П. Бочарова, В.

Я. Ляудис, Я. В. Большунов, Р. М. Грановская). С. П. Бочарова с позиции си-

стемного подхода определяет память как базовую функциональную систему,

выполняющую не только когнитивную (отражающую) функцию, связанную

с преобразованием новой информации, но и продуктивную функцию, име-

ющую отношение к организации всей деятельности человека. На необходи-

мость учета продуктивных моментов в памяти человека указывают и другие

исследования (В. Я. Ляудис, Я. В. Большунов, Р. М. Грановская). Память, по

мнению Ляудис, обеспечивает "продуктивную реконструкцию формирую-

щегося и актуального опыта в соответствии с целями и мыслями личности".

Формирование индивидуальных схем регуляции актуализированного опыта

и схем отношений – как говорил Большунов, – следует рассматривать не как

обособленное образование, а как способ достижения новых целей в реализа-

ции новых смыслов поведения.