11
Р. Аткинсона – трехкомпонентная модель памяти, в которой представлены
три хранилища (блока) памяти: сенсорный регистр, кратковременное хра-
нилище, долговременное хранилище с их специфической организацией, по-
стоянно циркулирующими потоками информации между ними и системой
управления. Ее ценность состоит в том, что наряду с процессами кодирова-
ния и управления, протекающими под сознательным контролем личности, в
ней представлены и постоянные структурные компоненты памяти. Память
в исследованиях когнитивных психологов рассматривается как активный
процесс: человек активно перерабатывает поступающую извне информа-
цию, строя на ее основе внутренние модели, которые отражают в сознании
реальную действительность.
Ф. Крэйк и Р. Локхарт (1972) – авторы, предложившие теорию "уровней
обработки". Главными предметами анализа становятся активные процессы
переработки информации, т. е. сами ментальные операции. Сам процесс
переработки информации рассматривается как система уровней с последу-
ющим переходом от более простого уровня, связанного с переработкой сен-
сорных признаков, к более сложным уровням, связанным с семантической
обработкой. При этом след памяти зависит от глубины обработки информа-
ции и широты ее разработки (богатства связей, устанавливаемых на одном и
том же уровне обработки).
Системный подход
, получивший с 50-х годов широкое распространение
во многих областях, в конце 70-х начинает реализовываться и в отечествен-
ной психологии (Б. Ф. Ломов, Б. Г. Ананьев, В. П. Зинченко, К. К. Платонов).
Реализация принципа системности при исследовании проблем памяти яви-
лась естественным развитием многих современных подходов: информаци-
онного, структурно-функционального, деятельностного (С. П. Бочарова, В.
Я. Ляудис, Я. В. Большунов, Р. М. Грановская). С. П. Бочарова с позиции си-
стемного подхода определяет память как базовую функциональную систему,
выполняющую не только когнитивную (отражающую) функцию, связанную
с преобразованием новой информации, но и продуктивную функцию, име-
ющую отношение к организации всей деятельности человека. На необходи-
мость учета продуктивных моментов в памяти человека указывают и другие
исследования (В. Я. Ляудис, Я. В. Большунов, Р. М. Грановская). Память, по
мнению Ляудис, обеспечивает "продуктивную реконструкцию формирую-
щегося и актуального опыта в соответствии с целями и мыслями личности".
Формирование индивидуальных схем регуляции актуализированного опыта
и схем отношений – как говорил Большунов, – следует рассматривать не как
обособленное образование, а как способ достижения новых целей в реализа-
ции новых смыслов поведения.