Table of Contents Table of Contents
Previous Page  14 / 50 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 50 Next Page
Page Background

12

Физиологические теории

: усиленное изучение мнемических процессов

в начале века развертывается на фоне все более углубленного изучения их

нейрофизиологического субстрата. В основу анализа функций памяти лег-

ло учение П. И. Павлова об условных рефлексах. При этом его исследования

вскрыли процессы, составляющие физиологическую основу образования

условно-временных связей во всей их реальной сложности, обусловленной

открытыми Павловым закономерностями возбуждения и торможения, кон-

центрации, иррадиации и индукции в деятельности коры. Условный рефлекс

представляет физиологическую основу наиболее простых явлений памяти у

человека. Приведем пример, относящийся к образованию условных рефлек-

сов у маленького ребенка. Если зажигание цветной лампочки многократно

совпадает с кормлением младенца, то в результате при лампочке он произ-

водит характерные сосательные движения. Младенец как бы "запомнил", что

зажигание лампочки сопровождается кормлением. Его поведение изменилось

в результате того, что он накопил некоторый "опыт". Основой этого измене-

ния в поведении ребенка является образование новой связи в головном мозге.

Когда младенца кормили, возникал процесс возбуждения в пищевом центре.

При зажигании лампочки в зрительном центре коры головного мозга также

начинался процесс возбуждения. В результате многократного повторения это-

го процесса образуется новая связь в коре головного мозга. Теперь уже и при

отсутствии кормления процесс возбуждения направляется по "проторенному"

пути из зрительного центра к пищевому, а далее – к двигательному центру, что

и приводит к характерным сосательным движениям при одном только виде

зажженной лампочки.

Как уже говорилось, механизм условного рефлекса является основой

лишь простейших явлений памяти у человека. Но все равно, как бы ни были

сложны процессы памяти, они всегда неразрывно связаны с определенными

физиологическими процессами, с работой головного мозга (доказательством

этого являются случаи расстройств памяти при повреждениях головного

мозга или его болезнях). Физиологические процессы в коре головного мозга,

имеющие место при воспроизведении, по своему содержанию те же, что и

при восприятии: память требует работы тех же центральных нервных аппа-

ратов, что и восприятие, вызванное непосредственным воздействием внеш-

него раздражителя на органы чувств. Различие заключается лишь в том, что

при восприятии центральные физиологические процессы непрерывно под-

держиваются раздражением рецепторов, а при памяти они представляют со-

бой лишь "следы" бывших ранее нервных процессов.

Большинство авторов сходятся во мнении, что физиологической основой

памяти являются следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в