12
Физиологические теории
: усиленное изучение мнемических процессов
в начале века развертывается на фоне все более углубленного изучения их
нейрофизиологического субстрата. В основу анализа функций памяти лег-
ло учение П. И. Павлова об условных рефлексах. При этом его исследования
вскрыли процессы, составляющие физиологическую основу образования
условно-временных связей во всей их реальной сложности, обусловленной
открытыми Павловым закономерностями возбуждения и торможения, кон-
центрации, иррадиации и индукции в деятельности коры. Условный рефлекс
представляет физиологическую основу наиболее простых явлений памяти у
человека. Приведем пример, относящийся к образованию условных рефлек-
сов у маленького ребенка. Если зажигание цветной лампочки многократно
совпадает с кормлением младенца, то в результате при лампочке он произ-
водит характерные сосательные движения. Младенец как бы "запомнил", что
зажигание лампочки сопровождается кормлением. Его поведение изменилось
в результате того, что он накопил некоторый "опыт". Основой этого измене-
ния в поведении ребенка является образование новой связи в головном мозге.
Когда младенца кормили, возникал процесс возбуждения в пищевом центре.
При зажигании лампочки в зрительном центре коры головного мозга также
начинался процесс возбуждения. В результате многократного повторения это-
го процесса образуется новая связь в коре головного мозга. Теперь уже и при
отсутствии кормления процесс возбуждения направляется по "проторенному"
пути из зрительного центра к пищевому, а далее – к двигательному центру, что
и приводит к характерным сосательным движениям при одном только виде
зажженной лампочки.
Как уже говорилось, механизм условного рефлекса является основой
лишь простейших явлений памяти у человека. Но все равно, как бы ни были
сложны процессы памяти, они всегда неразрывно связаны с определенными
физиологическими процессами, с работой головного мозга (доказательством
этого являются случаи расстройств памяти при повреждениях головного
мозга или его болезнях). Физиологические процессы в коре головного мозга,
имеющие место при воспроизведении, по своему содержанию те же, что и
при восприятии: память требует работы тех же центральных нервных аппа-
ратов, что и восприятие, вызванное непосредственным воздействием внеш-
него раздражителя на органы чувств. Различие заключается лишь в том, что
при восприятии центральные физиологические процессы непрерывно под-
держиваются раздражением рецепторов, а при памяти они представляют со-
бой лишь "следы" бывших ранее нервных процессов.
Большинство авторов сходятся во мнении, что физиологической основой
памяти являются следы бывших ранее нервных процессов, сохраняющихся в