14
у планарий (Мак-Коннел раздражал электрическим током планарий непо-
средственно после вспышки света. В ответ на раздражение тела планарий
сокращались и у червей был выработан условный рефлекс (УР). Трениро-
ванных планарий затем изрубили на кусочки и скормили нетренирован-
ным червям, над которыми проделали такой же опыт. Выяснилось, что не-
тренированные черви, съевшие тренированных, научились реагировать на
вспышку лампочки быстрее, чем обычные черви. Они, так сказать, "съели"
и их память), а так же опыта Р. Гея: из мозга крысы, у которой до этого был
сформирован УР (из двух домиков вбегать в светлый домик), он вырабаты-
вал вещество "скотофобин", введение которого другим крысам приводило
к быстрому формированию у них нужной реакции (УР). Полученные фак-
ты демонстрируют связь РНК с процессами памяти.
Также к биохимическим теориям относится гипотеза параллельного ко-
дирования – о возможном участии ДНК в механизмах памяти (выработка УР
сопровождается новым синтезом ДНК).
Сторонники биохимических теорий, стремясь выяснить механизмы, свя-
занные сформированием следа, адресуются главным образом к процессам
хранения следа на нейронном уровне. Согласно биохимическим теориям ос-
новное значение в хранении мозгом информации принадлежит изменениям
химического состава нуклеиновых кислот и белков соответствующих ней-
ронов, главным образом молекул РНК и ДНК.
Развитие памяти
Вообще первоначальным проявлением памяти можно считать условные
рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например,
прекращение плача ребенка, когда в комнату входит мать. Более отчетливо
проявления памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать
предметы. Впервые это наблюдается в конце первого полугодия жизни, и
сначала узнавание ограничивается узким кругом объектов: ребенок узнает
мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он
часто имеет дело. Причем все это узнается, если не происходит длительного
перерыва в восприятии предмета. Если промежуток времени между узнава-
нием и восприятием предмета был достаточно большим, то ребенок может
не узнавать предъявляемый ему предмет.
Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. К
концу второго года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько
недель до этого. К концу третьего года – то, что воспринималось несколько
месяцев назад, а к концу четвертого – то, что было примерно год назад.
Прежде всего, у ребенка появляется узнавание, воспроизведение же об-