Table of Contents Table of Contents
Previous Page  16 / 50 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 16 / 50 Next Page
Page Background

14

у планарий (Мак-Коннел раздражал электрическим током планарий непо-

средственно после вспышки света. В ответ на раздражение тела планарий

сокращались и у червей был выработан условный рефлекс (УР). Трениро-

ванных планарий затем изрубили на кусочки и скормили нетренирован-

ным червям, над которыми проделали такой же опыт. Выяснилось, что не-

тренированные черви, съевшие тренированных, научились реагировать на

вспышку лампочки быстрее, чем обычные черви. Они, так сказать, "съели"

и их память), а так же опыта Р. Гея: из мозга крысы, у которой до этого был

сформирован УР (из двух домиков вбегать в светлый домик), он вырабаты-

вал вещество "скотофобин", введение которого другим крысам приводило

к быстрому формированию у них нужной реакции (УР). Полученные фак-

ты демонстрируют связь РНК с процессами памяти.

Также к биохимическим теориям относится гипотеза параллельного ко-

дирования – о возможном участии ДНК в механизмах памяти (выработка УР

сопровождается новым синтезом ДНК).

Сторонники биохимических теорий, стремясь выяснить механизмы, свя-

занные сформированием следа, адресуются главным образом к процессам

хранения следа на нейронном уровне. Согласно биохимическим теориям ос-

новное значение в хранении мозгом информации принадлежит изменениям

химического состава нуклеиновых кислот и белков соответствующих ней-

ронов, главным образом молекул РНК и ДНК.

Развитие памяти

Вообще первоначальным проявлением памяти можно считать условные

рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например,

прекращение плача ребенка, когда в комнату входит мать. Более отчетливо

проявления памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать

предметы. Впервые это наблюдается в конце первого полугодия жизни, и

сначала узнавание ограничивается узким кругом объектов: ребенок узнает

мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он

часто имеет дело. Причем все это узнается, если не происходит длительного

перерыва в восприятии предмета. Если промежуток времени между узнава-

нием и восприятием предмета был достаточно большим, то ребенок может

не узнавать предъявляемый ему предмет.

Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. К

концу второго года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько

недель до этого. К концу третьего года – то, что воспринималось несколько

месяцев назад, а к концу четвертого – то, что было примерно год назад.

Прежде всего, у ребенка появляется узнавание, воспроизведение же об-