Table of Contents Table of Contents
Previous Page  17 / 50 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 17 / 50 Next Page
Page Background

15

наруживается значительно позже. Первые признаки воспроизведения на-

блюдаются только

на втором

году жизни. Именно этим объясняется то, что

первые воспоминания о детстве относятся к периоду

4-5-летнего

возраста.

Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошколь-

ном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-

либо запомнить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте про-

исходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявления запоминания

связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызы-

вает интерес. Так же следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети

начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают.

При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые

связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между

понятиями.

Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы.

Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предо-

пределяет развитие, прежде всего произвольной памяти. В отличие от до-

школьника школьник вынужден запоминать и воспроизводить не то, что ему

интересно, а то, что дает школьная программа. Под действием требований

школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произволь-

ный характер и становятся гораздо более активными, поэтому обучение в

школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную

систему тренировки памяти молодого человека. В процессе обучения школь-

ник учится ставить перед собой дифференцированные задачи по изучению

учебного материала, т. е. определяет способ заучивания и воспроизведения

информации в зависимости от уровня ее сложности и постепенно овладевает

осмысленным запоминанием.

Классификация памяти

Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В

настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения раз-

личных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик

памяти от особенностей деятельности по запоминания и воспроизведению.

При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя ос-

новными критериями:

1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, па-

мять делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую

2. По характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную.

3. По продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с

его ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную

и оперативную (рис.1).