15
наруживается значительно позже. Первые признаки воспроизведения на-
блюдаются только
на втором
году жизни. Именно этим объясняется то, что
первые воспоминания о детстве относятся к периоду
4-5-летнего
возраста.
Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошколь-
ном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-
либо запомнить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте про-
исходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявления запоминания
связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызы-
вает интерес. Так же следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети
начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают.
При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые
связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между
понятиями.
Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы.
Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предо-
пределяет развитие, прежде всего произвольной памяти. В отличие от до-
школьника школьник вынужден запоминать и воспроизводить не то, что ему
интересно, а то, что дает школьная программа. Под действием требований
школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произволь-
ный характер и становятся гораздо более активными, поэтому обучение в
школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную
систему тренировки памяти молодого человека. В процессе обучения школь-
ник учится ставить перед собой дифференцированные задачи по изучению
учебного материала, т. е. определяет способ заучивания и воспроизведения
информации в зависимости от уровня ее сложности и постепенно овладевает
осмысленным запоминанием.
Классификация памяти
Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В
настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения раз-
личных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик
памяти от особенностей деятельности по запоминания и воспроизведению.
При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя ос-
новными критериями:
1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, па-
мять делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую
2. По характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную.
3. По продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с
его ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную
и оперативную (рис.1).