16
Рис.1 Виды памяти
Классификация видов памяти по характеру психической активности
была впервые предложена П.П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им
видам памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логиче-
ская) не существуют независимо друг от друга, и более того, находится в
тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между от-
дельными видами памяти
1.
Моторная память
(двигательная) – это запоминание, сохранение и
воспроизведение различных движений и их систем. Эта память служит ос-
новой для формирования различных практических навыков – от ходьбы до
сложнейших трудовых операций (например, игра на фортепиано. Человек,
умеющий играть на этом музыкальном инструменте, но уже несколько лет
не практиковавшийся в этом занятии, сев за музыкальный инструмент, на-
чинает играть мелодию, название и автора которой он не помнит. Обычно
в этом случае говорят, что пальцы сами играют. Эта игра пальцев и есть
двигательная память).
2.
Эмоциональная память
(аффективная) – это память на чувства. Эмо-
ции играют большую роль в регуляции поведения. Пережитые и сохранен-
ные в памяти чувства выступают как сигналы, побуждающие к действию
или удерживающие от него. "Раз вы способны бледнеть или краснеть при
одном только воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно
пережитом несчастье, – у вас есть память на чувствования или эмоциональ-
ная память". Этот вид памяти может оказаться сильнее других видов памяти.
Например, некоторые книги, фильмы, события оставляют только впечатле-
ние, чувство, но человек может ничего не помнить из их содержания.
3.
Наглядно-образная память
– это память на зрительные, звуковые,
осязательные, обонятельные и др. образы. Зрительная и слуховая память