Table of Contents Table of Contents
Previous Page  18 / 50 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 18 / 50 Next Page
Page Background

16

Рис.1 Виды памяти

Классификация видов памяти по характеру психической активности

была впервые предложена П.П. Блонским. Хотя все четыре выделенные им

видам памяти (двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логиче-

ская) не существуют независимо друг от друга, и более того, находится в

тесном взаимодействии, Блонскому удалось определить различия между от-

дельными видами памяти

1.

Моторная память

(двигательная) – это запоминание, сохранение и

воспроизведение различных движений и их систем. Эта память служит ос-

новой для формирования различных практических навыков – от ходьбы до

сложнейших трудовых операций (например, игра на фортепиано. Человек,

умеющий играть на этом музыкальном инструменте, но уже несколько лет

не практиковавшийся в этом занятии, сев за музыкальный инструмент, на-

чинает играть мелодию, название и автора которой он не помнит. Обычно

в этом случае говорят, что пальцы сами играют. Эта игра пальцев и есть

двигательная память).

2.

Эмоциональная память

(аффективная) – это память на чувства. Эмо-

ции играют большую роль в регуляции поведения. Пережитые и сохранен-

ные в памяти чувства выступают как сигналы, побуждающие к действию

или удерживающие от него. "Раз вы способны бледнеть или краснеть при

одном только воспоминании об испытанном, раз вы боитесь думать о давно

пережитом несчастье, – у вас есть память на чувствования или эмоциональ-

ная память". Этот вид памяти может оказаться сильнее других видов памяти.

Например, некоторые книги, фильмы, события оставляют только впечатле-

ние, чувство, но человек может ничего не помнить из их содержания.

3.

Наглядно-образная память

– это память на зрительные, звуковые,

осязательные, обонятельные и др. образы. Зрительная и слуховая память