Table of Contents Table of Contents
Previous Page  26 / 50 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 26 / 50 Next Page
Page Background

24

раз при восприятии объекта, сначала бывают недостаточными для припоми-

нания, но зато потом, после нескольких повторений, их влияние сказывается

сразу, и притом в большом количестве слов.

В-третьих, если материал в целом не представляет труда для запоминания, то

первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое по-

вторение дает весьма незначительное увеличение объема запомненного материа-

ла. Это объясняется тем, что основная, более легкая часть запоминается быстро, а

остающаяся, более трудная часть требует большого количества повторений.

В-четвертых, если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сна-

чала медленно, а потом быстро. Это объясняется тем, что действия первых

повторений из-за трудности материала недостаточны и прирост объема за-

поминаемого материала возрастает лишь при многократных повторениях.

В-пятых, повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал,

но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы уже выучили. При по-

вторении заученного материала его прочность и длительность сохранения

возрастают многократно.

Очень важно также правильно распределить повторение во времени. В

психологии известны два способа повторения: концентрированное и рас-

пределенное. При первом способе запоминания материал заучивается в один

прием, повторение следует одно за другим без перерыва. При распределенном

повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком.

Проводимые исследования показывают, что распределенное повторение

рациональнее концентрированно-

го. Оно экономит время и энер-

гию, способствуя более прочному

усвоению знаний.

Очень близок к методу рас-

пределенного заучивания метод

воспроизведения во времени за-

учивания. Его суть состоит в по-

пытках воспроизвести материал,

который еще полностью не вы-

учен (рис.2).

Рис.2 Механизмы запоминания

Продуктивность запоминания зависит и от того, как осуществляется за-

поминание: в целом или по частям. В психологии известны три способа

заучивания большого по объему материала: целостный, частичный и ком-

бинированный. Первый способ (целостный) состоит в том, что материал

(текст, стихотворение и т. д.) читается от начала до конца несколько раз,

до полного усвоения. При втором способе (частичном) материал делится