24
раз при восприятии объекта, сначала бывают недостаточными для припоми-
нания, но зато потом, после нескольких повторений, их влияние сказывается
сразу, и притом в большом количестве слов.
В-третьих, если материал в целом не представляет труда для запоминания, то
первые повторения дают больший результат, чем последующие. Каждое новое по-
вторение дает весьма незначительное увеличение объема запомненного материа-
ла. Это объясняется тем, что основная, более легкая часть запоминается быстро, а
остающаяся, более трудная часть требует большого количества повторений.
В-четвертых, если материал труден, то запоминание идет, наоборот, сна-
чала медленно, а потом быстро. Это объясняется тем, что действия первых
повторений из-за трудности материала недостаточны и прирост объема за-
поминаемого материала возрастает лишь при многократных повторениях.
В-пятых, повторения нужны не только тогда, когда мы учим материал,
но и тогда, когда надо закрепить в памяти то, что мы уже выучили. При по-
вторении заученного материала его прочность и длительность сохранения
возрастают многократно.
Очень важно также правильно распределить повторение во времени. В
психологии известны два способа повторения: концентрированное и рас-
пределенное. При первом способе запоминания материал заучивается в один
прием, повторение следует одно за другим без перерыва. При распределенном
повторении каждое чтение отделено от другого некоторым промежутком.
Проводимые исследования показывают, что распределенное повторение
рациональнее концентрированно-
го. Оно экономит время и энер-
гию, способствуя более прочному
усвоению знаний.
Очень близок к методу рас-
пределенного заучивания метод
воспроизведения во времени за-
учивания. Его суть состоит в по-
пытках воспроизвести материал,
который еще полностью не вы-
учен (рис.2).
Рис.2 Механизмы запоминания
Продуктивность запоминания зависит и от того, как осуществляется за-
поминание: в целом или по частям. В психологии известны три способа
заучивания большого по объему материала: целостный, частичный и ком-
бинированный. Первый способ (целостный) состоит в том, что материал
(текст, стихотворение и т. д.) читается от начала до конца несколько раз,
до полного усвоения. При втором способе (частичном) материал делится